Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Умственное воспитание детей от 2,5—3 до 5—6 мес.

Умственное воспитание детей от 2,5—3 до 5—6 мес.Умственное воспитание детей от 2,5—3 до 5—6 мес. осуществляется в процессе общения со взрослым во все режимные моменты и на специальных занятиях, имеющих игровой характер.

Занятия с детьми следует проводить в начале бодрствования, когда они более активны. В дошкольном учреждении для занятий используются второй и третий отрезки бодрствования. На одном занятии может решаться несколько воспитательных задач, например развитие слухового и зрительного восприятия.

Необходимо продолжать создавать условия для того, чтобы ребенок имел возможность фиксировать взглядом неподвижные предметы, следить за их перемещением не только лежа на спине, но и в вертикальном положении на руках у взрослого.

К 4 мес. слуховые ориентировочные реакции дополняются двигательным компонентом. Слыша голос взрослого или звучание погремушки, малыш не только поворачивает голову, но и туловище на бок, а затем переворачивается на живот. Он отыскивает взором говорящего взрослого или звучащий предмет.

Для более прочного установления зрительно-слуховых связей с детьми проводят специальные занятия. Например, педагог окликает ребенка, и когда тот поворачивается, разговаривает с ним, показывает игрушки, вызывает эмоциональный отклик. Так как ребенок уже легко определяет источник звука, становится возможным увеличить расстояние между ним и взрослым с целью развития ориентировки. Полезно побуждать ребенка к поворотам на звук мелодичным звучанием игрушек; после поворота игрушку приближают, дают рассмотреть, а затем вкладывают в его руку.

Пятимесячный ребенок начинает узнавать мать, по-разному реагировать на присутствие близких и незнакомых людей, отдавая явное предпочтение первым.

Малыш прислушивается и присматривается к постороннему. У него возникает ориентировочная реакция на новизну ситуации. Правда, реакция на новизну не всегда сопровождается положительными эмоциями. Иной раз малыш может расплакаться, если незнакомый человек вдруг заговорит с ним или возьмет на руки. Однако ребенок может и спокойно реагировать на постороннего, не проявляя особого отношения к нему. Все зависит от того, какие эмоции взрослый способен вызвать у ребенка. Как правило, дети реагируют соответствующим образом на разную интонацию — на строгий разговор замедляют движения, прислушиваются, на ласковый тон — оживляются, улыбаются, отвечают радостными звуками.

Для развития речевого слуха, слухового сосредоточения (умения прислушиваться) и слуховых дифференцировок (умения слышать, воспринимать и различать звуки) взрослому, общаясь с ребенком, как и раньше, надо произносить звуки и слова с разной интонацией.

Для развития подготовительных этапов активной речи важно, чтобы с 4—5 мес. у ребенка возникало желание привлечь к себе внимание взрослого голосом. Если взрослые откликаются на голосовые реакции малыша, стремятся поддержать речевой контакт, то голосовые реакции становятся средством его общения со взрослыми, стимулируют больший интерес к ним. Для развития голосовых реакций необходимо проводить игры-занятия индивидуально с каждым ребенком или с небольшой группкой (2—3 ребенка). Объединять следует детей, имеющих одинаковый уровень развития. Занятия могут длиться от 3 до б мин, что зависит от характера занятия и разнообразия приемов, которыми пользуется воспитатель. Например, ласковый разговор без подкрепления показом или звучанием игрушек (предметов) может длиться не более 3 мин.

Для индивидуальных занятий можно использовать пеленальный стол. Занятие с группкой детей целесообразно проводить в манеже, убрав игрушки, отвлекающие их. Во время занятий нужно создать обстановку, способствующую работоспособности детей, в первую очередь исключить посторонние шумы, разговоры.

Наклонившись, чтобы ребенок видел движения туб и правильную артикуляцию, воспитатель произносит звуки и слоги. Занимаясь с детьми моложе 5 мес, он дает речевые образцы в основном гласных звуков, а для более старших — слоги, включающие согласные звуки — «м», «б», «п» (например, «ма-ма-ма-ма» или «ба-ба-ба-ба» и т. п.) Можно использовать коротенькие, но выразительные стихи, песенки, потешки, прибаутки. После произнесения звуков или слогов воспитатель должен обязательно сделать паузу. Он замолкает, давая возможность ребенку «откликнуться», проявить себя, вступить в речевой контакт.

Во второй части занятия проводится показ игрушек с речевым сопровождением или прослушивание музыкального инструмента (бубен, мерлитон). Но и в этой части занятия необходимо после показа и прослушивания делать паузу, побуждая ребенка к ответному действию, к речевым реакциям. Если такие реакции возникли, взрослый стремится поддержать речевой контакт с малышом. После того как ребенок произнесет звук или слог, воспитатель «подхватывает» их, т. е. повторяет за малышом. Он активизирует речевые реакции ребенка, эмоционально поддерживая контакт с ним. Он побуждает неоднократно повторять удавшийся звук или слог и этим закрепляет умения малыша. В конце занятия не дается новых речевых образцов. Ласково разговаривая с ребенком, воспитатель стремится вызвать у него радостное и спокойное состояние.

При своевременном, целенаправленном обучении дети в период самостоятельного бодрствования совершенствуют свои голосовые реакции, много гулят, замолкая и прислушиваясь к произносимым звукам. Организуя бодрствование, необходимо создавать у ребенка радостное состояние. Этому способствует не только хороший уход за малышом, но и нежное, ласковое, доброе обращение с ним. Необходимо помнить, что все процессы жизнедеятельности протекают более активно, если дети бодры и веселы.

В возрасте 4—5 мес. ребенок большую часть времени находится в радостном состоянии, если взрослые правильно организуют его бодрствование. Крик и плач возникают у малыша, когда его что-то беспокоит или нарушен его режим. Но часто отрицательные эмоции связаны и с неумением выполнить какое-либо действие, например что-то достать, до чего-то дотянуться.

Уровень эмоционального общения взрослого с ребенком влияет на его полноценное физическое и психическое развитие. Ребенок начинает громко смеяться, выражает свою радость не только тогда, когда взрослый находится с ним, но и тогда, когда слышит его голос или видит издали. У 4-месячного ребенка комплекс положительно-эмоциональных реакций возникает все чаще и без специальных воздействий взрослого; он реагирует на игрушку, которая находится в поле его зрения. В манеже дети начинают улыбаться находящимся рядом сверстникам. Ребенок все чаще продолжает использовать положительно-эмоциональные реакции (улыбку, активные движения, вокализации) для общения или привлечения к себе внимания взрослого.


Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика