Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Общение взрослого с ребенком как совместная деятельность

Общение взрослого с ребенком как совместная деятельностьПостепенно общение все более принимает форму совместной деятельности. Это важно, так как предметная деятельность является ведущей в ранний период жизни, следовательно, оказывающей эффективное развивающее воздействие на ребенка при условии руководства со стороны взрослого.

Дети второго года жизни могут уже воспринимать предложенную им задачу и способ осуществления ее, удерживать внимание до достижения результата действия. Особую роль начинает играть целенаправленное обучение ребенка на занятиях.

Общение взрослого с ребенком на занятиях подчинено определенным задачам в выполнении программных требований, что и обеспечивает его развивающее воздействие. При этом важно помнить о воспитании активности и посильной самостоятельности детей. Ведь для ребенка имеет значение не только видимый результат его действий с предметами, но и сам процесс выполнения, при котором он разворачивает поэтапную ориентировочную деятельность. В процессе этой деятельности он осуществляет определенную стратегию поиска информации о предмете и его свойствах. Особенностью ее является постепенный переход от общих ориентировочных действий к целенаправленному выявлению свойств предмета и возможностей его использования.

Ребенок учится предвосхищать результат своих действий с предметами, у него развиваются элементы прогнозирования ситуации. Все это значительно обогащает умственную активность ребенка, который на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе начинает, познавать мир, окружающий его. Воспитатель в процессе общения с ребенком развивает познавательную активность малыша, ставит его в ситуацию активных действий, посильной самостоятельности, побуждает к целенаправленности в достижении конкретного результата.

Важно учитывать, что процесс выполнения и результат действий эмоционально переживается ребенком. Неудачи не оставляют его равнодушным, он огорчается, если что-то не получается, не удается. Взрослый должен так организовать общение с ребенком, чтобы он достигал после некоторого количества попыток определенного результата. Возможности ребенка второго года невелики, поэтому необходимо исключать ситуации, в которых он постоянно выступал бы в роли неудачника. Это требование обеспечивается следующими приемами.

Во-первых, воспитатель подбирает материал, доступный по содержанию и соответствующий практическим возможностям детей. Во-вторых, учитывает физиологические возможности возраста: утомляемость, эмоциональность и т. п. В-третьих, воспитатель строит общение на занятиях, используя игровые методы и приемы. Он практикует эмоционально-положительную форму общения во всех ситуациях, даже если у малыша что-то не получается, ориентирует ребенка на положительный результат, давая оценку его действиям, стремится вызвать активное подражание.

Воспитатель строит общение с ребенком на занятии таким образом, чтобы малыш почувствовал себя в качестве «деятеля», подводит его к получению положительного результата при проявлении посильной самостоятельности в его достижении.

Воспитатель должен помнить, что в раннем детстве ребенок как бы слит с ситуацией. Только постепенно, в процессе общения со взрослым и усложняющимися формами взаимодействия, он начинает отделять себя от собственных действий и от условий, в которых они осуществляются. Второй год жизни представляет собой период становления этих качеств, которые в полной мере начнут формироваться на третьем году. Именно поэтому общение с ребенком в ранний период его жизни представляет столь специфическую область педагогической работы. Выдающийся советский психолог А. Н. Леонтьев писал: «Ребенок вовсе не стоит перед окружающим его миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение... В этом процессе ребенок, человек, и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания».

Общение с детьми раннего возраста требует от взрослого больших духовных сил, педагогического такта, вдумчивого руководства, ответственности. Организация деятельности общения с ребенком в условиях детского учреждения является одной из главных задач в осуществлении педагогического процесса.


Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика