Особенности педагогической работы в группах раннего возраста
Основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются с детства. Конкретные задачи, содержание и методы воспитания детей на каждом возрастном этапе определяются особенностями их развития. Все стороны воспитания — физическое, умственное, нравственное, эстетическое осуществляются воспитателем в педагогическом процессе, как бы соединяясь в единое русло.Теоретические концепции, разработанные в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других советских ученых, составляют основу педагогики раннего детства.
Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т. е. усвоения накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности, опосредованной его отношениями со взрослыми. В раннем детстве ведущими для ребенка являются эмоциональное общение со взрослыми (довербалъные формы), затем манипулятивная и предметная деятельность, отобразительная игра и начало трудового развития.
Исследования последних лет показали, что раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Их реализации уделяют особое внимание современная педагогика и психология.
Задачи реформы школы предъявляют определенные требования к совершенствованию педагогического процесса во всех звеньях общественного воспитания. Ранний возраст — начальный и очень важный этап в системе коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Советская психологическая наука доказала необходимость целенаправленного педагогического руководства воспитанием ребенка с первых дней его жизни, основанного на знании закономерностей психического развития. Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни ребенка, что необходимо учитывать. Созревание организма, не порождая само по себе новых психических качеств, вместе с тем создает на каждой возрастной ступени необходимые органические предпосылки у детей для усвоения новых знаний и умений, для появления новых психических качеств.
Психологические и педагогические исследования советских ученых показали, что ни одна специфическая человеческая способность и ни одно из человеческих личностных качеств не даны ребенку в готовом виде от рождения и что само по себе спонтанное (т. е. без руководства взрослого) развитие врожденных задатков не может привести .к их оптимальному формированию. Ведущую роль в развитии ребенка играет воспитание.
Именно в процессе воспитания и обучения ребенок овладевает новыми способами взаимодействия со средой, что неизбежно ведет к социализации его психического развития.
Движущей силой психического развития ребенка на самом раннем этапе жизни является необходимость преодоления противоречия между наличием у новорожденного готовых витальных (жизненно важных) потребностей и отсутствием способов действия для их удовлетворения. Для удовлетворения сначала врожденных, а затем и вновь приобретаемых потребностей ребенок вынужден овладевать всеми новыми способами действий, которые могли бы привести к адекватному результату.
Преодолением этого противоречия и обеспечивается не только органическая жизнь ребенка, но и его практическая деятельность — платформа психического развития.
Довербальное общение младенца со взрослыми проявляется голосовыми реакциями.