Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Механизм перехода невротической реакции в состояние

altПоясним на конкретном примере из практики. Мальчика 3 лет испугал пьяный отец, вернувшийся домой, мягко выражаясь, в необычном для ребенка состоянии, да еще и ударил его. Под влиянием сильного испуга у ребенка произошел нервный срыв, появилось заикание. Налицо невротическая реакция.

В дальнейшем (отец продолжал пить и дебоширить) заикание у мальчика закрепилось, стало проявляться в любой травмирующей ситуации, во время волнения, психического напряжения, например при чтении стихотворения в детском саду, позже — при ответе на уроках, в споре с товарищем, в общем, стало постоянным. У мальчика развился логоневроз, т. е. следующий динамический этап — состояние.

Естественно, напрашивается вопрос: как происходит переход от одного этапа к другому, в частности от реакции к состоянию?

Одним из основных механизмов подобного перехода является механизм упрочения, фиксации патологической условной связи, т. е. условнорефлекторный механизм. Он характеризуется образованием в коре головного мозга своеобразного застойного очага, больного пункта, который оказывает болезненное воздействие на деятельность всей коры головного мозга, всей высшей нервной деятельности, нарушает согласованность ее работы. Постепенно все психотравмирующие ситуации начинают идти по проторенной дорожке, как бы замыкаясь в болезненном очаге. В результате развивается невротическое состояние, которое в зависимости от локализации застойного очага приобретает те или иные формы (например, заикания, нервных тиков, энуреза и т. д.).

Мы использовали павловскую терминологию, отличного сознавая, что в последнее время у некоторой част профессиональных медиков и у некоторых родителей сложилось негативное отношение ко всему его учению как своеобразная реакция на злоупотребление Павловским учением. И термины «застойный очаг», «больной пункт» могут вызвать у таких читателей скептическу улыбку.

Не вступая в спор относительно всего павловского учения, мы сейчас приведем пример (всего один), который, надеемся, покажет, что понятия «застойный очаг», «больной пункт» — отнюдь не умозрительные павловские термины.

В научной литературе описан случай (А. М. Свядощ), когда девочка-подросток совершенно не могла находиться в сосновом бору, запах хвои вызывал у нее неукротимый приступ рвоты. Оказалось, в раннем детстве в:; время похорон девочку заставили поцеловать умершего деда. После поцелуя девочку вырвало. Вокруг гроба, особенно в изголовье, стояло большое количество хвойных венков. Когда девочка склонилась, запах, естественно, резко усилился, В результате случайная связь «запах хвои — рвотная реакция» закрепилась (образовались те самые «застойный очаг», «больной пункт»), причем закрепилась настолько прочно, что сохранялась столь долги годы. И разрушить эту «связь» удалось лишь гипнотическим путем.

Другим механизмом перехода невротической реакции в состояние является механизм условной желательности, или приятности. Механизм этот срабатывает, например, при развитии школьных неврозов. Подвержены этим неврозам, как правило, избалованные, капризные дети, лишенные в школе всех тех привилегий и преимуществ, которыми они пользовались дома. У таких детей в результате неправильного воспитания (по типу «кумир, семьи») искусственно завышен уровень притязаний. Захваленные родителями, они не могут быть на общих правах в ребячьем коллективе, нередко отвергаются им, становятся предметом насмешек и даже издевательств.



Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика