Развитие нервно-психических заболеваний
Хочется предупредить родителей: не упускайте золотого момента. Если в данный период человек не овладеет различными сложными движениями (трудовыми, спортивными, танцевальными), он может на всю жизнь остаться неуклюжим и неловким. Срабатывает небезызвестный «феномен Маугли».
Человеку, не научившемуся в отрочестве танцевать или, например, ездить на велосипеде, кататься на коньках, или, допустим, работать рубанком, гораздо с большим трудом придется овладевать всем этим в более позднем возрасте.
Человеку, не научившемуся в отрочестве танцевать или, например, ездить на велосипеде, кататься на коньках, или, допустим, работать рубанком, гораздо с большим трудом придется овладевать всем этим в более позднем возрасте.
Однако опасна и противоположная тенденция: попытка опередить естественные процессы развития. Нередко «грешат» этим сами подростки. Вот что пишет кандидат медицинских наук М. И. Фонарев: «Со свойственными этому возрасту максимализмом и переоценкой возможностей организма многие подростки увлекаются перспективой быстрых спортивных достижений, мечтают о рекордах и победах, о спортивной славе. Их не устраивает недостаточная, на их взгляд, нагрузка на редких уроках физкультуры, регламентированная и «рутинная» работа в спортивных секциях. Жадно черпая сведения из различных источников информации и своеобразно их воспринимая, они намечают собственную программу тренировок. Вооружившись гантелями и штангой, мальчики проделывают сложные упражнения. Пытаясь быстро нарастить мышцы и исправить кажущиеся или действительно имеющиеся недостатки своего телосложения, подросток нередко доводит себя до крайнего утомления».
Если перевести это на наш язык, язык психоневрологов, то «крайнее утомление» — нередко синоним срыва высшей нервной деятельности с последующим развитием нервно-психического заболевания.
А ведь занимаются дети подобным наращиванием силы и мощи отнюдь не в безвоздушном пространстве, а порой чуть ли не под руководством своих родителей. Некоторые родители сами подстегивают детей на сии «подвиги» и «рекорды».
Чего греха таить, даже иные тренеры, то ли не зная закономерностей роста детского организма, то ли легкомысленно пренебрегая ими, идут, так сказать, ва-банк, добиваясь от своих юных питомцев немедленных результатов.
С большой тревогой именно об этой практике говорила известная спортсменка Галима Шугурова. Для полной убедительности приведем все ее регалии: неоднократная чемпионка мира, Европы, страны, заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике.
Взволновало ее то обстоятельство, что современная художественная гимнастика, «слишком уж помолодев», потеряла и нечто важное, а именно художественность. На помостах, говорит она, по протоколу соревнуются женщины, а фактически это девочки, дети.
Вслушаемся в ее слова: «Зрелость в спорте появляется лишь с годами, от ребенка нелепо ожидать глубины чувств, на которую способен взрослый. Кроме того, начав рано выступать, гимнастки нередко, не достигнув совершенства, вынуждены покидать помост — запасы организма не безграничны. Большинство же тренеров ориентируют подопечных на более быстрое достижение результатов, натаскивают, если хотите, на разряд. «Школа» сейчас отошла на второй план, все требуют: поскорее разучивай элементы и давай-давай места призовые, чемпионов!.. А надо бы,— продолжает Галима Шугурова,— иначе строить работу: побольше танцевать, развивать выносливость, пластичность, гибкость, динамику, чувство движения тела, грацию, артистичность, т. е. всеми средствами накапливать основательный багаж для дальней, долгой и трудной дороги. Этого нет, потому-то в выступлении молодой гимнастки можно увидеть прекрасное и рядом— грубый срыв. Из-за перенапряжения программы гимнастки забывают о зрителе, не испытывают радости, удовольствия, восторга от собственных движений. А ведь отработанная, отшлифованная программа — это песня!»