Излишнее волнение ни к чему
Вот пример: подросток увидел страшный сон, проснулся, почувствовал сердцебиение, испугался, разбудил родителей. И родители перепугались, утром вызвали на дом врача, начались бесконечные обследования, в ходе которых внимание подростка было приковано к своим внутренним ощущениям. Мальчик фиксировал каждый перебой в сердце, каждый неприятный толчок. Однажды утром сердцебиение повторилось. Теперь мальчик и его родители не на шутку перепугались и окончательно уверовали в болезнь. Сердцебиения стали возникать не только по утрам, но и днем, и вечером. Развилась мнимая болезнь сердца.
Для ипохондрии (так называется убежденность в мнимой болезни) свойственно подавленное, тревожное настроение и фиксация внимания на своих болезненных ощущениях. Подросток то и дело ощупывает себя, считает пульс, жалуется на неопределенные (чаще всего) боли в разных участках тела, высказывает предположение о тяжелой неизлечимой болезни, иногда испытывает сильнейший страх смерти. Бывает даже зараженный ипохондрией подросток пишет прощальные письма.
Вот одно из таких писем, взятых нами из специальной научной литературы: «Дорогие папочка и мамочка! Я умираю! Не волнуйтесь, уж, значит, мне так суждено. У меня сосет под ложечкой, больно глотать и уже дышать трудно. Передайте привет Коле, Феде, Максиму Петровичу, бабушке и дедушке. Значит, мне не посчастливилось в жизни. Хороните меня на кладбище, в крематории не надо. Не надо волноваться!»
К этому письму следует добавить, что написавший его мальчик, исключая, конечно, ипохондрию, был абсолютно здоров, однако ставить под сомнение искренность его переживаний ни в коем случае нельзя!
Конечно, далеко не всегда ипохондрические переживания доходят до крайней степени. Но через них — так или иначе — проходят многие мальчики и девочки.
Нельзя пугаться, если подросток высказывает подобные жалобы (об этом мы уже писали), но нельзя и подшучивать над ребенком или даже смеяться над его тревогами. Лучше всего в спокойном тоне объяснить сыну или дочери истинные причины плохого самочувствия и неприятных ощущений, указать на временность их.
Для ипохондрии (так называется убежденность в мнимой болезни) свойственно подавленное, тревожное настроение и фиксация внимания на своих болезненных ощущениях. Подросток то и дело ощупывает себя, считает пульс, жалуется на неопределенные (чаще всего) боли в разных участках тела, высказывает предположение о тяжелой неизлечимой болезни, иногда испытывает сильнейший страх смерти. Бывает даже зараженный ипохондрией подросток пишет прощальные письма.
Вот одно из таких писем, взятых нами из специальной научной литературы: «Дорогие папочка и мамочка! Я умираю! Не волнуйтесь, уж, значит, мне так суждено. У меня сосет под ложечкой, больно глотать и уже дышать трудно. Передайте привет Коле, Феде, Максиму Петровичу, бабушке и дедушке. Значит, мне не посчастливилось в жизни. Хороните меня на кладбище, в крематории не надо. Не надо волноваться!»
К этому письму следует добавить, что написавший его мальчик, исключая, конечно, ипохондрию, был абсолютно здоров, однако ставить под сомнение искренность его переживаний ни в коем случае нельзя!
Конечно, далеко не всегда ипохондрические переживания доходят до крайней степени. Но через них — так или иначе — проходят многие мальчики и девочки.
Нельзя пугаться, если подросток высказывает подобные жалобы (об этом мы уже писали), но нельзя и подшучивать над ребенком или даже смеяться над его тревогами. Лучше всего в спокойном тоне объяснить сыну или дочери истинные причины плохого самочувствия и неприятных ощущений, указать на временность их.
Ваше спокойствие и тактичность позволят детям легче перенести свои тревоги, вполне обоснованные периодом созревания и гормональной бури.
Кипучая деятельность гипофиза и щитовидной железы как бы пробуждает железы коры надпочечников, а затем и стимулирует их усиленную деятельность. Гормоны коры надпочечников способствуют развитию вторичных половых признаков и в первую очередь формированию, соответственно полу, строения тела.
В этот период как бы сглаживаются углы, постепенно исчезает нескладность и непропорциональность фигуры, отмечается усиленный рост мышц.
К 14—15 годам, по данным ученых-медиков, масса мышц составляет треть общей массы тела, а к 15— 16 годам уже почти половину. Быстро растет мышечная сила. У девочек она, например, к концу подросткового периода уже почти равна мышечной силе взрослой женщины. Наряду с увеличением общей мышечной массы и ростом ее силы у 14—15-летних подростков происходит дифференциация и, если так можно выразиться, специализация мышечных волокон. Благодаря этому снимается угловатость и некоординированность движений, появляется способность к тонким и сложным движениям. В этот период подростки легко овладевают ездой на велосипеде, катанием на коньках и лыжах, легко обучаются танцам, сравнительно легко овладевают навыками работы с некоторыми специальными инструментами — рубанком, напильником, лобзиком и т. д.