Третий физиологический кризис
Развитие ребенка ученые условно разделили на несколько периодов: младенчество, дошкольный период, младший школьный и подростковый. Каждый период характерен своими особенностями, своими трудностями и опасностями. Однако есть возрастные этапы, наиболее ответственные для здоровья ребенка, для формирования личности будущего человека, когда происходит перестройка вегетативной и эндокринной систем организма, включаются в действие «новые» железы внутренней секреции, перестают действовать «старые», происходит бурный рост тела, изменяется нервно-психическая настройка. Эти этапы называются физиологическими кризами.
В 10—11 лет начинается третий физиологический криз — подростковый, или, как принято называть его в медицинской и педагогической литературе, пубертатный.
Биологический смысл этого криза: коренная перестройка детского организма, обусловливающая переход от детства к взрослости. Недаром этот возрастной криз называют еще и переходным.
В начале пубертатного криза наиболее активно работают гипофиз и щитовидная железа. Инкрет этих желез, т. е. гормональный продукт их деятельности, обусловливает повышенный обмен веществ в организме, бурный рост тела в длину, особенно конечностей, разрастание надбровных дуг, огрубение волос.
Достаточно взглянуть на младшего подростка, чтобы сразу же отметить некоторые специфические особенности его внешности: нескладность фигуры, непропорциональность частей тела, угловатость движений. Особенно заметно вытягивание, увеличение длины конечностей.
Ввиду неравномерности роста грудь и таз подростков отстают в развитии, дети выглядят в этот период узкогрудыми и узкобедрыми. Мышечная ткань не успевает угнаться за ростом костей конечностей, что усугубляет впечатление нескладности, несобранности, ведет к угловатости и резкости движений.
Рост в длину настолько интенсивен, что достигает в отдельные годы 8—10 см. Особенно чувствуется несоответствие между ростом тела и развитием легочного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Грудь у подростка узкая и впалая и жизненная емкость легких не соответствует общему весу, поэтому в отроческом возрасте очень часто возникают своеобразные ощущения неполного вдоха, ненасыщенности дыхания.
Отстает от общего роста и сердечно-сосудистая система. Увеличение диаметра артерий не соответствует увеличению размера сердца, что приводит к перенапряжению сердечной деятельности, а это, в свою очередь, нередко сказывается на артериальном давлении, которое бывает то выше, то ниже возрастной нормы.
Недостаточное развитие сердечно-сосудистой системы приводит к транзиторному (временному) малокровию мозга. Вследствие недостаточного кровоснабжения мозга у младших подростков очень часто отмечается повышенная утомляемость, истощаемость, снижение работоспособности.
Нередко в этот период отставание в развитии сердечно-сосудистой системы сказывается и на внешнем виде, и на самочувствии подростков. Губы и кончики пальцев у них (особенно при физической нагрузке) синюшны, дети жалуются на перебои в сердце, сердцебиения, покалывания в груди. Наблюдается так .называемый феномен «нехватки воздуха», «ватная голова» и т. п.
Иногда эти ощущения подростком фиксируются.