Различные стороны отроческой психики
Как драгоценную святыню призывал В. А. Сухомлинский беречь в юных сердцах непримиримость ко злу. «Ничем не нужно сдерживать,— писал он,— горячую бурую эмоциональную реакцию подростка на зло, которое он видит, о котором знает. В те минуты, когда вы видите такую вспышку, когда подросток высказывает свой взгляд на отрицательные явления нашей жизни (конечно, часто в его словах бывают ошибки), не нужно забывать, что мы как раз имеем дело с формированием характера... Поддержите подростка, помогите ему разобраться в собственных мыслях и сомнениях — вот что очень важно, и, если правда на его стороне, воспитатель сам зажигается благородным огнем. Он делается единомышленником подростка, его другом, товарищем; а какая это великая сила в воспитании!»
Вы, наверное, заметили, что, описывая самые различные стороны отроческой психики, мы постоянно указывали на ее противоречивость и порою парадоксальность. Противоречия эти закономерны, в их основе лежит чувство взрослости, которое само по себе и противоречиво, и парадоксально. «Ориентация на взрослые ценности,— пишет И. С. Кон,— и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. Однако, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость подросткового чувства взрослости — подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан».
Действительно, подросток всеми силами стремится к самостоятельности и независимости и в то же время отлично понимает, что он скован рамками реальной жизни, что ему еще в течение нескольких лет необходимо посещать школу, экономически он полностью зависит от родителей.
Поэтому тяга к социальному самоутверждению находит у подростка иную сферу приложения — коллектив сверстников.
Вы, наверное, заметили, что, описывая самые различные стороны отроческой психики, мы постоянно указывали на ее противоречивость и порою парадоксальность. Противоречия эти закономерны, в их основе лежит чувство взрослости, которое само по себе и противоречиво, и парадоксально. «Ориентация на взрослые ценности,— пишет И. С. Кон,— и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. Однако, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость подросткового чувства взрослости — подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан».
Действительно, подросток всеми силами стремится к самостоятельности и независимости и в то же время отлично понимает, что он скован рамками реальной жизни, что ему еще в течение нескольких лет необходимо посещать школу, экономически он полностью зависит от родителей.
Поэтому тяга к социальному самоутверждению находит у подростка иную сферу приложения — коллектив сверстников.