Выявление способностей у детей
Современные подростки, какими бы умными они ни казались,— это все-таки еще дети! И они нуждаются (чрезвычайно порой нуждаются!) в нашей взрослой помощи. Бесспорно, чем старше ребенок, тем эта помощь должна быть все более корректной. Но она нужна!
Интересно в этом плане признание старшей сестры В. И. Ленина — Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой, сделанное ею в письме к педагогу, другу их семьи Вере Васильевне Кашкадамовой. Естественно, признание это последовало через много-много лет после отрочества. «Вспоминаю, как Вы приехали в Симбирск,— писала Анна Ильинична,— стали бывать у нас и как все мы, дети, горячо полюбили Вас. Вспоминаю, какой чуткий подход истинной воспитательницы, воспитательницы в душе, был у Вас ко мне, подростку в том трудном возрасте, когда дети хотят уже, чтобы их считали за больших, и обидчивы и мнительны до невероятности. С Вами я сразу распустилась и не боялась за свою самостоятельность, и так любила бывать с Вами». И дальше: «Не мудрено, что Вас любили так и Ваши ученицы. Скольких Вы воспитали и пустили в свет с любовью к знанию и с теплым чувством к Вам».
Далеко не всем выпадает такое счастье: встреча с талантливым педагогом. Не каждый педагог талантлив, допустим, так же, как А. С. Макаренко или В. А. Сухом-линский.
Однако, не обладая даже выдающимся педагогическим талантом, можно и нужно при воспитании детей-подростков влиять на них не бесцеремонными приказами и нотациями, а собственным примером, уважительным отношением к юному человеку, к его формирующейся личности.
Очень важно выявить у юного человека его наклонности и способности. Здесь, нам кажется, таится одно из главных условий для воспитания гармонически развитой личности.
Выявить способности... Легче, конечно, порекомендовать это, чем достигнуть в реальной жизни. И все-таки стремиться к этому необходимо всеми силами.
Психологи делят способности на общие и специальные. Специальные способности: музыкальные, математические, художественные, изобразительные... Общие способности— это, прежде всего, способность к интеллектуальной деятельности, как таковой. Общие способности — это, так сказать, ум человека, его интеллектуальная и творческая потенция, его смекалка, находчивость, способность к быстрому переключению, способность творчески мыслить в любых меняющихся ситуациях. Общие способности нужны людям всех специальностей и профессий.
Как правило, способности (в особенности специальные) редко в полной мере и сразу проявляются в подростковом возрасте, чаще всего у подростков появляются вначале новые, несвойственные для предыдущих возрастных этапов интересы, наклонности, увлечения, например наклонность к моделированию, конструированию, интерес к математике, физике, искусству, увлечение спортом, коллекционированием.
Некоторые из этих увлечений и интересов со временем становятся делом жизни, другие отходят на второй план, заменяются новыми. От своевременного и правильного выявления способностей зависит выбор профессии, выбор жизненного пути.