Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Первый признак возникшего чувства взрослости

Первый признак возникшего чувства взрослости: требование подростка, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому.

Вот как определяет чувство взрослости доктор философских наук И. С. Кон: «Важнейшее психологическое новообразование возраста — чувство взрослости — представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг» (вспомним «высокую гору» В. А. Сухомлинского).

В самом определении чувства взрослости заложено глубокое противоречие пубертата. Юный человек требует от окружающих признания в нем того, чего еще фактически не имеет. Это на первый взгляд недостаток отроческой психики. Но только на первый взгляд...

Подросток пытается взвалить на свои неокрепшие плечи (опять же на первый взгляд!) непосильный для него груз. Но при этом он не только пытается добиться отношения к нему как к взрослому, но и все свои духовные силы вкладывает в процесс становления своей личности, все делает для того, чтобы не только казаться взрослым, но и совершать взрослые поступки, иметь свое взрослое мнение, давать взрослые оценки тем или иным явлениям жизни, понимать по-взрослому и жизнь, и взаимоотношения людей.

Именно чувство взрослости играет решающую роль в социализации (по Л. С. Выготскому) личности юного индивида. Социализация личности предполагает, прежде всего, формирование мировоззрения. Поэтому вполне понятен острый интерес подростков к мировоззренческим вопросам.

Как следствие интереса подростка к мировоззренческим вопросам может быть философическая интоксикация. Подросток начинает изучать философскую, или искусствоведческую, или литературоведческую, или какую-нибудь другую специальную научную литературу, недоступную ему еще ни по образовательному уровню, ни по житейскому опыту. Он выдергивает из этих сочинений наиболее понятные места и строит на их зыбкой почве свою философскую систему.
Некоторых родителей может испугать слово «интоксикация». Конечно, лучше бы назвать это явление преждевременным увлечением философскими, литературоведческими и другими вопросами. Но таков уж общепринятый термин. Да и наше определение —преждевременный — тоже не вполне точно.

Если увлечение, как бы глубоко оно ни было, не приводит к школьной дезадаптации, неуспеваемости, не ведет к разрыву дружеских отношений со сверстниками, не вызывает эмоциональной холодности, отгороженности от окружающей жизни, никаких оснований для беспокойства нет. Наоборот, подобные увлечения приносят ощутимую пользу взрослеющему человеку, приучают к работе с литературой, а также к усидчивости и трудолюбию.



Новости и советы мамочкам.