Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Чувство взрослости

Чувство взрослости отнюдь не возникает на пустом месте, как бы из ничего. Корни его уходят в самое раннее детство, в период первого физиологического криза (2 — 4 года). Именно в этом возрасте ребенок впервые произносит слова: «Я сам!»

И хотя малыш еще ничего не умеет, ничего у него поначалу не получается — тяга к независимости и самостоятельности играет огромную роль в его развитии. Этот период можно было бы назвать: «Я сам!»

Но далеко не всегда у родителей хватает терпения. Бесконечно долгое одевание, разбитая посуда, залитая супом одежда, синяки и царапины — вот далеко не полный перечень издержек самостоятельности. Куда проще самим умыть малыша, причесать, одеть, накормить. Многие так и поступают, несмотря на крики и протесты своего чада.
Подавление тяги к самостоятельности неизбежно выливается в упрямство детей. Немецкие ученые так и назвали первый криз «троцпериоде», т.е. период упрямства. Не «я сам!», а период упрямства! Неутешительная подмена!

Безусловно, капризов и упрямства можно избежать, если в пределах разумного дать ребенку возможность проявлять самостоятельность и независимость. Конечно, это отнимет массу времени, но зато окупится сторицей, когда ребенок обучится одеваться, обуваться, самостоятельно есть, убирать за собой.

И все-таки не в этом самое главное! Первый физиологический криз, характеризующийся стремлением малышей к самоутверждению,— это только первый сигнал будущих бурь и конфликтов. И чем меньше конфликтов в период первого физиологического криза, тем меньше их и потом, в пубертате.

Небезболезненно проходит и второй физиологический криз (7— 8 лет). В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок начинает разбираться в мотивах поведения людей, учится давать нравственные оценки, т. е. в этом возрасте личность вступает, так сказать, в сознательную фазу.

С приходом в школу ребенок начинает как бы приобщаться к взрослой жизни. Если раньше для него ведущей деятельностью была игра, то теперь ею стала учеба — в какой-то мере эквивалент трудовой деятельности. Из привычной домашней обстановки ребенок попадает в совершенно незнакомую ему среду, попадает в коллектив сверстников, начинает общественную жизнь. От того, каков ребенок в учебной деятельности, в общественной жизни класса (даже в первые годы обучения), зачастую зависит его будущее.

Чрезвычайно важна тяга к самостоятельности и независимости и в этот возрастной период. Но, к сожалению, и младшим школьникам приходится порою тяжелой ценой отстаивать свои права. Уже у них проявляются элементы чувства взрослости. Да, пока еще только элементы.



Новости и советы мамочкам.