Чувство взрослости
Чувство взрослости отнюдь не возникает на пустом месте, как бы из ничего. Корни его уходят в самое раннее детство, в период первого физиологического криза (2 — 4 года). Именно в этом возрасте ребенок впервые произносит слова: «Я сам!»
И хотя малыш еще ничего не умеет, ничего у него поначалу не получается — тяга к независимости и самостоятельности играет огромную роль в его развитии. Этот период можно было бы назвать: «Я сам!»
Но далеко не всегда у родителей хватает терпения. Бесконечно долгое одевание, разбитая посуда, залитая супом одежда, синяки и царапины — вот далеко не полный перечень издержек самостоятельности. Куда проще самим умыть малыша, причесать, одеть, накормить. Многие так и поступают, несмотря на крики и протесты своего чада.
Подавление тяги к самостоятельности неизбежно выливается в упрямство детей. Немецкие ученые так и назвали первый криз «троцпериоде», т.е. период упрямства. Не «я сам!», а период упрямства! Неутешительная подмена!
Безусловно, капризов и упрямства можно избежать, если в пределах разумного дать ребенку возможность проявлять самостоятельность и независимость. Конечно, это отнимет массу времени, но зато окупится сторицей, когда ребенок обучится одеваться, обуваться, самостоятельно есть, убирать за собой.
И все-таки не в этом самое главное! Первый физиологический криз, характеризующийся стремлением малышей к самоутверждению,— это только первый сигнал будущих бурь и конфликтов. И чем меньше конфликтов в период первого физиологического криза, тем меньше их и потом, в пубертате.
Небезболезненно проходит и второй физиологический криз (7— 8 лет). В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок начинает разбираться в мотивах поведения людей, учится давать нравственные оценки, т. е. в этом возрасте личность вступает, так сказать, в сознательную фазу.
С приходом в школу ребенок начинает как бы приобщаться к взрослой жизни. Если раньше для него ведущей деятельностью была игра, то теперь ею стала учеба — в какой-то мере эквивалент трудовой деятельности. Из привычной домашней обстановки ребенок попадает в совершенно незнакомую ему среду, попадает в коллектив сверстников, начинает общественную жизнь. От того, каков ребенок в учебной деятельности, в общественной жизни класса (даже в первые годы обучения), зачастую зависит его будущее.
Чрезвычайно важна тяга к самостоятельности и независимости и в этот возрастной период. Но, к сожалению, и младшим школьникам приходится порою тяжелой ценой отстаивать свои права. Уже у них проявляются элементы чувства взрослости. Да, пока еще только элементы.
И хотя малыш еще ничего не умеет, ничего у него поначалу не получается — тяга к независимости и самостоятельности играет огромную роль в его развитии. Этот период можно было бы назвать: «Я сам!»
Но далеко не всегда у родителей хватает терпения. Бесконечно долгое одевание, разбитая посуда, залитая супом одежда, синяки и царапины — вот далеко не полный перечень издержек самостоятельности. Куда проще самим умыть малыша, причесать, одеть, накормить. Многие так и поступают, несмотря на крики и протесты своего чада.
Подавление тяги к самостоятельности неизбежно выливается в упрямство детей. Немецкие ученые так и назвали первый криз «троцпериоде», т.е. период упрямства. Не «я сам!», а период упрямства! Неутешительная подмена!
Безусловно, капризов и упрямства можно избежать, если в пределах разумного дать ребенку возможность проявлять самостоятельность и независимость. Конечно, это отнимет массу времени, но зато окупится сторицей, когда ребенок обучится одеваться, обуваться, самостоятельно есть, убирать за собой.
И все-таки не в этом самое главное! Первый физиологический криз, характеризующийся стремлением малышей к самоутверждению,— это только первый сигнал будущих бурь и конфликтов. И чем меньше конфликтов в период первого физиологического криза, тем меньше их и потом, в пубертате.
Небезболезненно проходит и второй физиологический криз (7— 8 лет). В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок начинает разбираться в мотивах поведения людей, учится давать нравственные оценки, т. е. в этом возрасте личность вступает, так сказать, в сознательную фазу.
С приходом в школу ребенок начинает как бы приобщаться к взрослой жизни. Если раньше для него ведущей деятельностью была игра, то теперь ею стала учеба — в какой-то мере эквивалент трудовой деятельности. Из привычной домашней обстановки ребенок попадает в совершенно незнакомую ему среду, попадает в коллектив сверстников, начинает общественную жизнь. От того, каков ребенок в учебной деятельности, в общественной жизни класса (даже в первые годы обучения), зачастую зависит его будущее.
Чрезвычайно важна тяга к самостоятельности и независимости и в этот возрастной период. Но, к сожалению, и младшим школьникам приходится порою тяжелой ценой отстаивать свои права. Уже у них проявляются элементы чувства взрослости. Да, пока еще только элементы.