Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Тип высшей нервной деятельности

Далеко не всегда легко определить тип высшей нервной деятельности. Дело в том, что люди (а тем более подростки) с классически выраженным темпераментом встречаются не так уж часто. В большинстве случаев можно говорить только о преобладании, только о сангвинической, флегматической, холерической или меланхолической доминанте. Но и этого уже немало для выбора правильной и наиболее эффективной педагогической тактики. Ошибки, просчеты, игнорирование типологических особенностей центральной нервной системы подростка чреваты порой весьма опасными последствиями.

Был в нашей практике случай, когда невроз у юного пациента развился после того, как его. . назначили старостой класса.

Мальчик был тихим, робким, стеснительным, к тому же неловким и неуклюжим, т.е. типичным меланхоликом. Авторитетом среди одноклассников он не пользовался, хотя и учился только на «отлично». Однако учительница не посчиталась ни с настроением класса, ни с возможностями ребенка. А ведь он в момент назначения никак не мог быть вожаком ребят. Ребята его не слушались, не выполняли его поручений, а однажды даже сорвали классное собрание, разбежались по домам, а ответственность дружно свалили на него.

Дело усугублялось еще и тем, что в классе выделился неформальный лидер, которого учительница обидела своим выбором. И он иногда нарочно делал так, чтобы у старосты ничего не получалось.

В результате наш пациент стал хуже учиться, его стали беспокоить головные боли («ватная голова»), у него расстроился сон, появились ночные страхи, вялость, слабость. Приводя данный пример, мы никоим образом не хотели сказать, что меланхоликам вообще противопоказаны общественная работа и руководящие должности. Можно и нужно вовлекать их в общественную работу, но необходимо делать это постепенно и осмотрительно, каждый раз учитывая как индивидуальные особенности, так и окружающую обстановку. Необходимо, чтобы эти поручения не были неожиданными и непосильными для подростка.
В случае с нашим пациентом учительница не учла еще одного важного обстоятельства. У мальчика был выраженный мыслительный (по И. П. Павлову) тип центральной нервной системы. Мальчик любил решать различные интеллектуальные головоломки, шахматные задачи, так сказать, любил теоретизировать, а в практической жизни был совершенно беспомощен по сравнению с другими ребятами.

При таком сочетании — мыслительного типа и меланхолического темперамента — мальчику вдвойне труднее было войти в роль руководителя.

Игнорирование этих индивидуальных особенностей ребенка привело к нервному срыву.



Новости и советы мамочкам.