Тип высшей нервной деятельности
Далеко не всегда легко определить тип высшей нервной деятельности. Дело в том, что люди (а тем более подростки) с классически выраженным темпераментом встречаются не так уж часто. В большинстве случаев можно говорить только о преобладании, только о сангвинической, флегматической, холерической или меланхолической доминанте. Но и этого уже немало для выбора правильной и наиболее эффективной педагогической тактики. Ошибки, просчеты, игнорирование типологических особенностей центральной нервной системы подростка чреваты порой весьма опасными последствиями.
Был в нашей практике случай, когда невроз у юного пациента развился после того, как его. . назначили старостой класса.
Мальчик был тихим, робким, стеснительным, к тому же неловким и неуклюжим, т.е. типичным меланхоликом. Авторитетом среди одноклассников он не пользовался, хотя и учился только на «отлично». Однако учительница не посчиталась ни с настроением класса, ни с возможностями ребенка. А ведь он в момент назначения никак не мог быть вожаком ребят. Ребята его не слушались, не выполняли его поручений, а однажды даже сорвали классное собрание, разбежались по домам, а ответственность дружно свалили на него.
Дело усугублялось еще и тем, что в классе выделился неформальный лидер, которого учительница обидела своим выбором. И он иногда нарочно делал так, чтобы у старосты ничего не получалось.
В результате наш пациент стал хуже учиться, его стали беспокоить головные боли («ватная голова»), у него расстроился сон, появились ночные страхи, вялость, слабость. Приводя данный пример, мы никоим образом не хотели сказать, что меланхоликам вообще противопоказаны общественная работа и руководящие должности. Можно и нужно вовлекать их в общественную работу, но необходимо делать это постепенно и осмотрительно, каждый раз учитывая как индивидуальные особенности, так и окружающую обстановку. Необходимо, чтобы эти поручения не были неожиданными и непосильными для подростка.
В случае с нашим пациентом учительница не учла еще одного важного обстоятельства. У мальчика был выраженный мыслительный (по И. П. Павлову) тип центральной нервной системы. Мальчик любил решать различные интеллектуальные головоломки, шахматные задачи, так сказать, любил теоретизировать, а в практической жизни был совершенно беспомощен по сравнению с другими ребятами.
При таком сочетании — мыслительного типа и меланхолического темперамента — мальчику вдвойне труднее было войти в роль руководителя.
Игнорирование этих индивидуальных особенностей ребенка привело к нервному срыву.