Это радует и одновременно волнует
Таким образом, нельзя, по-видимому, отрицать, что современная индустриальная эпоха, современная цивилизация, наш «нервный век» преподают ребенку свой первые уроки еще до появления его на свет, еще в тот период, когда он находится в утробе матери. Не потому ли процесс акселерации начинается до рождения ребенка?
Как бы там ни было, какая бы теория в конце концов ни возобладала, явление акселерации существует и не считаться с ним нельзя. Более того, это явление привнесло в современную жизнь множество самых разнообразных проблем, затронуло так или иначе людей самых различных профессий. Например, швейников и обувщиков. Акселерация внесла изменения в производственные планы, ведь коренным образом изменились размеры детской одежды и обуви. Для юристов возникли свои проблемы: не сместились ли в связи с акселерацией границы юридической ответственности подростков?
В настоящее время практически решен вопрос о начале обучения с 6 лет. Это стало возможным потому, что акселерация дает ускорение не только физического развития, но и умственного. Некоторые психологи пытались объяснить данный факт тем, что дети сейчас получают больше сведений, слушают радио, смотрят телевизор, да и воспитанию их уделяется больше внимания. Все это так. Но гораздо важнее то, что современные дети обладают возможностью воспринимать и, так сказать, переваривать весь тот огромный поток информации, который обрушивается на их юные головы.
Как бы там ни было, какая бы теория в конце концов ни возобладала, явление акселерации существует и не считаться с ним нельзя. Более того, это явление привнесло в современную жизнь множество самых разнообразных проблем, затронуло так или иначе людей самых различных профессий. Например, швейников и обувщиков. Акселерация внесла изменения в производственные планы, ведь коренным образом изменились размеры детской одежды и обуви. Для юристов возникли свои проблемы: не сместились ли в связи с акселерацией границы юридической ответственности подростков?
В настоящее время практически решен вопрос о начале обучения с 6 лет. Это стало возможным потому, что акселерация дает ускорение не только физического развития, но и умственного. Некоторые психологи пытались объяснить данный факт тем, что дети сейчас получают больше сведений, слушают радио, смотрят телевизор, да и воспитанию их уделяется больше внимания. Все это так. Но гораздо важнее то, что современные дети обладают возможностью воспринимать и, так сказать, переваривать весь тот огромный поток информации, который обрушивается на их юные головы.
«Современные дети,— пишет психолог А. А. Люблинская,— стали очень рано проявлять необычную для их возраста самостоятельность и независимость. Даже младшие школьники хотят по каждому вопросу иметь свое собственное мнение, которое они упорно и горячо отстаивают. Дети поражают родителей и учителей своими способностями, ранним развитием, сообразительностью, широтой интересов, удивительной для старшего поколения зрелостью некоторых суждений, оценок и выводов.
Это радует,— восклицает психолог, но тут же добавляет.— И одновременно волнует...»
Понятно, что радует. Но волнует-то почему? А потому, что современные родители нередко не учитывают особенностей, которые вносит акселерация в развитие детей. С одной стороны, они не могут найти в общении с подростком правильный тон, взрываются, услышав замечания в свой адрес или в адрес друзей и родственников, причем единственный аргумент против таких суждений: «Недорос еще!»
С другой стороны, раннее развитие подростков дезориентирует родителей, взрослые переоценивают возможности и душевные силы своих детей, что также затрудняет общение. Дело в том, что раннее физическое и интеллектуальное развитие не ускоряет нравственное и социальное созревание. Нравственный инфантилизм — одна из характернейших черт юных акселератов. Большинство подростков, несмотря на свои — не по годам! — внешние данные, неспособны еще с полным пониманием и ответственностью относиться к таким моральным категориям, как честь, долг, ответственность перед обществом. Вот как ответил на вопрос «Если б ты был волшебником?» (газета «Советская Россия» от 10 октября 1982 г.) один из таких акселератов—17-летний юноша: «Изобрел бы лекарство, которое излечивает рак... Потом облетел бы весь мир и раздал лекарство всем больным во всем мире. И еще я хотел бы вырастить огромный сад с яблонями и вишнями. И пускай все, кто хочет, рвут фрукты. А я бы только смотрел, радовался и не работал. Но чтобы у меня были деньги, модные тряпки. И каждый день — ресторан, музыка, девочки».
Надеемся, комментарии излишни!
Итак, акселерация не столько ускоряет общее созревание организма, сколько усиливает дисгармонию между физическим и интеллектуальным, с одной стороны, и социальным созреванием, с другой, утяжеляет течение пубертатного криза.
А самое главное, она чрезвычайно затрудняет правильное воспитание детей. Родителям (да и педагогам) становится все труднее понимать и внутреннее состояние, и потребности подростков, общаться с ними, руководить ими, что осложняется и другими врожденными особенностями юных людей, такими, например, как типологические свойства центральной нервной системы.