Практический опыт
Воспроизводя виденное, ребенок развивает свою наблюдательность и самостоятельность, накапливает свой личный практический опыт.
На протяжении преддошкольного периода, и особенно на третьем году жизни, совершается огромная перестройка всего содержания и характера общения ребенка с окружающими его людьми и с окружающим миром в целом.
Этот первый практический опыт приобретается прежде всего путем подражания: дети подражают действиям старших, их словам, их интонациям, требованиям, манерам и оценкам. Постепенно включается и обучение: воспитательница учит ребенка умываться, застегивать пуговицы, держать ложку и действовать ею, рисовать, подметать, стирать, играть. Повторение таких действий приводит к выработке навыков. У трехлетнего ребенка их уже много, и некоторыми из них он владеет свободно.
Расширяющийся опыт позволяет ребенку на третьем году жизни принимать все более активное участие в жизни группы или своей семьи: развиваются самостоятельность, фантазия, инициатива. Эти качества проявляются, конечно, еще очень незначительно. В играх, рассказах, постройках, когда ребенок выдумывает сам песенки, стишки, он сплетает вместе то, что было, и то, чего не было, чего он никогда не мог видеть или слышать. Так, мишка косолапый из зоологического сада попадает прямо с куклами к обеду. Самолет с храбрым летчиком опускается прямо в саду среди ребят, щенок без труда вытаскивает из колодца упавшую в него девочку и т. п.
Одной из особенностей поведения ребенка в конце преддошкольного возраста является его первая активная проба сил. Она проявляется по-разному, и прежде всего в выдумках ребенка. Многие наблюдали, как в играх малыш вдруг по своему желанию меняет названия всех близких людей. Дядя — это дедушка, мама — бабушка, папа — дядя, а сама девочка — мама.
Однако даже в таком фантазировании дети-трехлетки обнаруживают порой довольно высокую степень критичности и здравого смысла.
Света (3 г. 2 мес.), увлекшись игрой «в дочки-матери», предложила отцу быть папой, а она будет его дочкой. Отец сказал, что он и так все время папа. Это ему уже надоело, пусть дочка будет папой, а он ее сыном. Света с большим недоумением и растерянно ответила: «Ну, я же не папа, у меня же платье, а ты в брюках».
Иногда в играх ребенок берет на себя роль распорядителя, старшего, который может командовать, требовать и наказывать. Игра «в самостоятельность» (в которой, однако, ясно выступает подражание) наиболее отчетливо проявляется в обращении со своими куклами. Ребенок начинает ими командовать, наказывает их, бросает, засовывает в разные места.
Своеобразной пробой своих сил можно объяснить и некоторые случаи непослушания ребенка. Иногда он как будто не слышит требований взрослых, иногда не хочет оставить дело, которым занят, а иногда делает прямо противоположное тому, что говорят взрослые. Именно в этих случаях он пробует меру его права действовать по-своему.