Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Практический опыт

Воспроизводя виденное, ребенок развивает свою наблюдательность и самостоятельность, накапливает свой личный практический опыт.

На протяжении преддошкольного периода, и особенно на третьем году жизни, совершается огромная перестройка всего содержания и характера общения ребенка с окружающими его людьми и с окружающим миром в целом.

Этот первый практический опыт приобретается прежде всего путем подражания: дети подражают действиям старших, их словам, их интонациям, требованиям, манерам и оценкам. Постепенно включается и обучение: воспитательница учит ребенка умываться, застегивать пуговицы, держать ложку и действовать ею, рисовать, подметать, стирать, играть. Повторение таких действий приводит к выработке навыков. У трехлетнего ребенка их уже много, и некоторыми из них он владеет свободно.

Расширяющийся опыт позволяет ребенку на третьем году жизни принимать все более активное участие в жизни группы или своей семьи: развиваются самостоятельность, фантазия, инициатива. Эти качества проявляются, конечно, еще очень незначительно. В играх, рассказах, постройках, когда ребенок выдумывает сам песенки, стишки, он сплетает вместе то, что было, и то, чего не было, чего он никогда не мог видеть или слышать. Так, мишка косолапый из зоологического сада попадает прямо с куклами к обеду. Самолет с храбрым летчиком опускается прямо в саду среди ребят, щенок без труда вытаскивает из колодца упавшую в него девочку и т. п.

Одной из особенностей поведения ребенка в конце преддошкольного возраста является его первая активная проба сил. Она проявляется по-разному, и прежде всего в выдумках ребенка. Многие наблюдали, как в играх малыш вдруг по своему желанию меняет названия всех близких людей. Дядя — это дедушка, мама — бабушка, папа — дядя, а сама девочка — мама.

Однако даже в таком фантазировании дети-трехлетки обнаруживают порой довольно высокую степень критичности и здравого смысла.

Света (3 г. 2 мес.), увлекшись игрой «в дочки-матери», предложила отцу быть папой, а она будет его дочкой. Отец сказал, что он и так все время папа. Это ему уже надоело, пусть дочка будет папой, а он ее сыном. Света с большим недоумением и растерянно ответила: «Ну, я же не папа, у меня же платье, а ты в брюках».

Иногда в играх ребенок берет на себя роль распорядителя, старшего, который может командовать, требовать и наказывать. Игра «в самостоятельность» (в которой, однако, ясно выступает подражание) наиболее отчетливо проявляется в обращении со своими куклами. Ребенок начинает ими командовать, наказывает их, бросает, засовывает в разные места.

Своеобразной пробой своих сил можно объяснить и некоторые случаи непослушания ребенка. Иногда он как будто не слышит требований взрослых, иногда не хочет оставить дело, которым занят, а иногда делает прямо противоположное тому, что говорят взрослые. Именно в этих случаях он пробует меру его права действовать по-своему.



Новости и советы мамочкам.