Патохарактерологические реакции
В. В. Ковалев, описывая реакцию компенсации, приводит пример, когда ребенок, воспитываемый деспотичными родителями, которые подавляют его активность, играет с малышами, беспрекословно выполняющими его распоряжения, командует ими, наказывает их. В этом случае юный воспитатель не только компенсирует личные обиды, но и копирует, имитирует поведение своих родителей.
«Реакция имитации». Имитация сама по себе, как подражание, также в основе своей явление вполне нормальное. Как мы уже говорили, подражая манере и форме поведения взрослых людей, подросток постепенно овладевает существующими в мире взрослых морально-этическими нормами и соответствующими им способами поведения.
Также нельзя назвать болезненным и механическое копирование подростками некоторых отрицательных форм поведения взрослых людей, например злоупотребление косметикой, курение, грубоватый тон, этакое бравирование вызывающей одеждой.
Все описанные нами сейчас реакции не являются патологическими и не требуют врачебного вмешательства. Больше того, некоторые из них благоприятно воздействуют на правильное развитие личности, становление характера юного человека. Именно поэтому ученые и назвали эти реакции характерологическими.
Превращение характерологической реакции в патохарактерологическую происходит только тогда, когда так или иначе нарушаются механизмы приспособления ребенка к окружающей среде. Короче говоря, патохарактерологическая реакция — это своеобразный нервный срыв, возникший в результате перенапряжения процессов возбуждения или торможения или и подвижности.
Длительная неблагоприятная обстановка в семье (пьянство родителей, ссоры, скандалы, распад семьи, дележ детей, наговаривание родителей друг на Друга и т. д.), неправильные методы воспитания (ременная педагогика, атмосфера подавления, Отношение к взрослеющему подростку как к маленькому, чрезмерные запреты и т.д.] постепенно расшатывают нервную систему ребенка, истощают ее компенсаторные свойства, нарушают нормальную работу коры головного мозга, короче говоря, создают благоприятную почву для нервного срыва, и порой незначительная обида может стать сверхсильным раздражителем, вызвать патохарактерологическую реакцию протеста.
В некоторых случаях патохарактерологическая реакция протеста может развиться в результате внезапной психической травмы, например при грубом, бесцеремонном вмешательстве родителей или педагогов в интимный мир подростка, после прочтения перед классом записки любовного характера, при прочтении родителями личного дневника, причем демонстративно, на глазах подростка, иногда даже вслух, со смакованием подробностей, при внезапном и грубом запрете встретиться с другом или подругой С оскорбительными замечаниями в их адрес.
Во всех этих случаях в результате патохарактерологической реакции оказываются сорванными сложившиеся к тому времени формы Поведения, возобладает низшая форма реагирования, происходит растормаживание различных низших инстинктов и влечений. В подростковом возрасте реакция протеста обычно проявляется в форме взрыва, вспышки гнева. В ярости подросток разбивает, рушит все, что попадет под руку, бьет посуду, рвет шторы, ломает стулья, нападает на обидчика, с невероятной жестокостью избивает его, но чаще, поскольку сил еще маловато, кидает в него тяжелые предметы. Иногда вне себя выскакивает на улицу, совершает ряд нелепых и непредсказуемых действий, переворачивает урны, бросает камни в «ненавистные стекла», а то может броситься под автомашину.
«Реакция имитации». Имитация сама по себе, как подражание, также в основе своей явление вполне нормальное. Как мы уже говорили, подражая манере и форме поведения взрослых людей, подросток постепенно овладевает существующими в мире взрослых морально-этическими нормами и соответствующими им способами поведения.
Также нельзя назвать болезненным и механическое копирование подростками некоторых отрицательных форм поведения взрослых людей, например злоупотребление косметикой, курение, грубоватый тон, этакое бравирование вызывающей одеждой.
Все описанные нами сейчас реакции не являются патологическими и не требуют врачебного вмешательства. Больше того, некоторые из них благоприятно воздействуют на правильное развитие личности, становление характера юного человека. Именно поэтому ученые и назвали эти реакции характерологическими.
Превращение характерологической реакции в патохарактерологическую происходит только тогда, когда так или иначе нарушаются механизмы приспособления ребенка к окружающей среде. Короче говоря, патохарактерологическая реакция — это своеобразный нервный срыв, возникший в результате перенапряжения процессов возбуждения или торможения или и подвижности.
Длительная неблагоприятная обстановка в семье (пьянство родителей, ссоры, скандалы, распад семьи, дележ детей, наговаривание родителей друг на Друга и т. д.), неправильные методы воспитания (ременная педагогика, атмосфера подавления, Отношение к взрослеющему подростку как к маленькому, чрезмерные запреты и т.д.] постепенно расшатывают нервную систему ребенка, истощают ее компенсаторные свойства, нарушают нормальную работу коры головного мозга, короче говоря, создают благоприятную почву для нервного срыва, и порой незначительная обида может стать сверхсильным раздражителем, вызвать патохарактерологическую реакцию протеста.
В некоторых случаях патохарактерологическая реакция протеста может развиться в результате внезапной психической травмы, например при грубом, бесцеремонном вмешательстве родителей или педагогов в интимный мир подростка, после прочтения перед классом записки любовного характера, при прочтении родителями личного дневника, причем демонстративно, на глазах подростка, иногда даже вслух, со смакованием подробностей, при внезапном и грубом запрете встретиться с другом или подругой С оскорбительными замечаниями в их адрес.
Во всех этих случаях в результате патохарактерологической реакции оказываются сорванными сложившиеся к тому времени формы Поведения, возобладает низшая форма реагирования, происходит растормаживание различных низших инстинктов и влечений. В подростковом возрасте реакция протеста обычно проявляется в форме взрыва, вспышки гнева. В ярости подросток разбивает, рушит все, что попадет под руку, бьет посуду, рвет шторы, ломает стулья, нападает на обидчика, с невероятной жестокостью избивает его, но чаще, поскольку сил еще маловато, кидает в него тяжелые предметы. Иногда вне себя выскакивает на улицу, совершает ряд нелепых и непредсказуемых действий, переворачивает урны, бросает камни в «ненавистные стекла», а то может броситься под автомашину.