Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Патохарактерологические реакции

В. В. Ковалев, описывая реакцию компенсации, приводит пример, когда ребенок, воспитываемый деспотичными родителями, которые подавляют его активность, играет с малышами, беспрекословно выполняющими его распоряжения, командует ими, наказывает их. В этом случае юный воспитатель не только компенсирует личные обиды, но и копирует, имитирует поведение своих родителей.

«Реакция имитации». Имитация сама по себе, как подражание, также в основе своей явление вполне нормальное. Как мы уже говорили, подражая манере и форме поведения взрослых людей, подросток постепенно овладевает существующими в мире взрослых морально-этическими нормами и соответствующими им способами поведения.

Также нельзя назвать болезненным и механическое копирование подростками некоторых отрицательных форм поведения взрослых людей, например злоупотребление косметикой, курение, грубоватый тон, этакое бравирование вызывающей одеждой.

Все описанные нами сейчас реакции не являются патологическими и не требуют врачебного вмешательства. Больше того, некоторые из них благоприятно воздействуют на правильное развитие личности, становление характера юного человека. Именно поэтому ученые и назвали эти реакции характерологическими.

Превращение характерологической реакции в патохарактерологическую происходит только тогда, когда так или иначе нарушаются механизмы приспособления ребенка к окружающей среде. Короче говоря, патохарактерологическая реакция — это своеобразный нервный срыв, возникший в результате перенапряжения процессов возбуждения или торможения или и подвижности.

Длительная неблагоприятная обстановка в семье (пьянство родителей, ссоры, скандалы, распад семьи, дележ детей, наговаривание родителей друг на Друга и т. д.), неправильные методы воспитания (ременная педагогика, атмосфера подавления, Отношение к взрослеющему подростку как к маленькому, чрезмерные запреты и т.д.] постепенно расшатывают нервную систему ребенка, истощают ее компенсаторные свойства, нарушают нормальную работу коры головного мозга, короче говоря, создают благоприятную почву для нервного срыва, и порой незначительная обида может стать сверхсильным раздражителем, вызвать патохарактерологическую реакцию протеста.

В некоторых случаях патохарактерологическая реакция протеста может развиться в результате внезапной психической травмы, например при грубом, бесцеремонном вмешательстве родителей или педагогов в интимный мир подростка, после прочтения перед классом записки любовного характера, при прочтении родителями личного дневника, причем демонстративно, на глазах подростка, иногда даже вслух, со смакованием подробностей, при внезапном и грубом запрете встретиться с другом или подругой С оскорбительными замечаниями в их адрес.

Во всех этих случаях в результате патохарактерологической реакции оказываются сорванными сложившиеся к тому времени формы Поведения, возобладает низшая форма реагирования, происходит растормаживание различных низших инстинктов и влечений. В подростковом возрасте реакция протеста обычно проявляется в форме взрыва, вспышки гнева. В ярости подросток разбивает, рушит все, что попадет под руку, бьет посуду, рвет шторы, ломает стулья, нападает на обидчика, с невероятной жестокостью избивает его, но чаще, поскольку сил еще маловато, кидает в него тяжелые предметы. Иногда вне себя выскакивает на улицу, совершает ряд нелепых и непредсказуемых действий, переворачивает урны, бросает камни в «ненавистные стекла», а то может броситься под автомашину.



Новости и советы мамочкам.