Подростковый возраст – время тревог
Граница подросткового возраста, с поправкой на акселерацию, от 10—11 до 15—16 лет.
В начале подросткового возраста юный человек — еще ребенок во всех отношениях. Еще ничто как будто не предвещает будущих бурь и конфликтов. И родители знают, и психологи отмечают, в 9—10-летнем возрасте ребенок находится как бы в золотой своей поре— спокойный, уравновешенный, доверчивый, послушный, любящий своих родителей. По крайней мере так это выглядит чисто внешне.
И после переходного периода как бы утихают бури и конфликты, ребенок превращается в юношу или девушку, становится спокойнее, уравновешенное, контактное, в большинстве случаев нормализуются его отношения с родителями. В юности заканчивается половое созревание, вырабатываются мировоззренческие взгляды, эстетические вкусы, нравственные и моральные ценности.
Конечно, нельзя назвать юного человека, особенно в ранней юности, зрелым человеком, но это уже начало Зрелости. Недаром Ж.-Ж. Руссо называл юность вторым рождением. В рослом мускулистом юноше, в стройной красивой девушке трудно признать недавних третьеклассников и третьеклассниц. А прошло всего пять лет.
Надо заметить, что подобный благополучный переход из детства в юность происходит, так сказать, в норме.
Если мир взаимоотношений вокруг подростка нарушен (семейные неурядицы, например), если он не сумел прижиться в школьном коллективе, стал отверженным, если... Здесь можно купить декоративные растения Бишкек для сада. Этих «если» множество, и все они ведут к отрицательным последствиям. Именно в эти годы некоторые из подростков становятся трудными, именно в эти годы закладывается, так сказать, фундамент будущих правонарушителей, именно в подростковом возрасте возникают собственно неврозы, которые, если их запустить, уже начинают неблагоприятно влиять на формирование личности юного человека. Ошибки воспитания в подростковом возрасте нередко портят юному человеку всю его дальнейшую жизнь.
Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский выделил в этом возрасте два ряда процессов.
«Первый ряд» ученый назвал натуральным — это биологическое созревание организма. «Второй ряд» — социальный, его функция— социализация личности взрослеющего ребенка.
Что такое биологическое созревание организма, в общих чертах понятно каждому, «второй ряд» — социализация личности — более труден для понимания, особенно неподготовленными читателями. Поэтому мы позволим себе привести здесь два удачных и достаточно убедительных, на наш взгляд, высказывания специалистов.
«Переход от детства к взрослости в человеческом обществе,— пишет доктор философских наук И. С. Кон,— предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность. Созревание предполагает, таким образом, социализацию и не может осуществляться вне и помимо ее. Поэтому и переходный возраст мыслится уже не только и не столько как фаза развития организма, сколько как этап развития личности, как процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека».
Интернет агенство hoster media любезно предоставило данную статью.