Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Новорожденный

Одной из самых удивительных загадок, существующих в мире, является возникновение сознания у ребенка. Посмотрите на новорожденного младенца. Как он беспомощен и слаб! Он ничего не понимает и ничего не умеет. Он может только спать, кричать и сосать. Он, кажется, совершенно недоступен педагогическим воздействиям.

Как это беспомощное существо начинает развиваться и как превращается в разумного человека, умеющего действовать целенаправленно, творчески и последовательно? Когда уже можно и нужно начинать его воспитывать?

Чтобы ответить на эти вопросы, полезно познакомиться хотя бы в общих чертах с физическим развитием и строением мозга новорожденного ребенка.
Новорожденный весит обычно 3200—3500 г. Рост его — 50 см. Все строение тела младенца резко отличается от строения тела не только взрослого, но даже семилетнего ребенка. Соотношение различных частей тела новорожденного непропорционально : голова — очень большая, она равна 1/4 всей длины тела ребенка, в то время как у взрослого она составляет всего 1/6 в часть его роста. Ноги младенца очень коротки, а туловище относительно длинное.

Нередко взрослые говорят, что у ребенка «постепенно просыпается сознание». Но если это верно, значит, у ребенка уже есть сознание, но оно до некоторого времени «спит», т. е. не действует.

Однако известно, что сознание не может возникнуть без общения ребенка с людьми, без освоения им языка, без его активной и разнообразной деятельности, которую направляют и организуют воспитатели. Значит, никакого «спящего сознания» у новорожденного нет. Оно создается, формируется в процессе той жизни, которая начинается сразу же после появления ребенка на свет.

Для того чтобы у младенца началось развитие сознания, его психической жизни: представлений, памяти, внимания, мышления, воли, способностей, воображения и т. д.,— он должен обладать врожденными задатками. Строение тела, всех его органов чувств (глаза, уха, рта и т. д.), органов движения (рук, ног, корпуса), органов речи и, конечно, всех внутренних органов — сердца, желудка, легких и других,— все это составляет анатомо-физиологические особенности ребенка. Они создают природные возможности для развития у ребенка сознания.

В общественно-трудовой деятельности человека развивался его мозг, его органы чувств и движений, которые приобрели такое строение и такие функции, какие не имеет и не может иметь ни птица, ни рыба, ни одно животное (даже обезьяна).

Мозг новорожденного весит 360—370 г (у взрослого 1 кг 400 г). Нервная ткань мозга младенца, особенно коры, к моменту рождения еще полностью не оформилась: не все нервные клетки имеют то строение, величину и форму, которые характеризуют зрелый мозг.

Для возникновения и развития психической деятельности человека важны не только клетки мозга, но и те их нервные отростки, которые обеспечивают установление связей между разными клетками и разными их группами — системами. У новорожденного эти отростки нервных клеток лишь намечены. Они коротки, и только некоторые из них способны выполнять свою основную работу — передавать нервное возбуждение от одних клеток к другим.


Новости и советы мамочкам.