Новорожденный
Одной из самых удивительных загадок, существующих в мире, является возникновение сознания у ребенка. Посмотрите на новорожденного младенца. Как он беспомощен и слаб! Он ничего не понимает и ничего не умеет. Он может только спать, кричать и сосать. Он, кажется, совершенно недоступен педагогическим воздействиям.
Как это беспомощное существо начинает развиваться и как превращается в разумного человека, умеющего действовать целенаправленно, творчески и последовательно? Когда уже можно и нужно начинать его воспитывать?
Чтобы ответить на эти вопросы, полезно познакомиться хотя бы в общих чертах с физическим развитием и строением мозга новорожденного ребенка.
Новорожденный весит обычно 3200—3500 г. Рост его — 50 см. Все строение тела младенца резко отличается от строения тела не только взрослого, но даже семилетнего ребенка. Соотношение различных частей тела новорожденного непропорционально : голова — очень большая, она равна 1/4 всей длины тела ребенка, в то время как у взрослого она составляет всего 1/6 в часть его роста. Ноги младенца очень коротки, а туловище относительно длинное.
Нередко взрослые говорят, что у ребенка «постепенно просыпается сознание». Но если это верно, значит, у ребенка уже есть сознание, но оно до некоторого времени «спит», т. е. не действует.
Однако известно, что сознание не может возникнуть без общения ребенка с людьми, без освоения им языка, без его активной и разнообразной деятельности, которую направляют и организуют воспитатели. Значит, никакого «спящего сознания» у новорожденного нет. Оно создается, формируется в процессе той жизни, которая начинается сразу же после появления ребенка на свет.
Для того чтобы у младенца началось развитие сознания, его психической жизни: представлений, памяти, внимания, мышления, воли, способностей, воображения и т. д.,— он должен обладать врожденными задатками. Строение тела, всех его органов чувств (глаза, уха, рта и т. д.), органов движения (рук, ног, корпуса), органов речи и, конечно, всех внутренних органов — сердца, желудка, легких и других,— все это составляет анатомо-физиологические особенности ребенка. Они создают природные возможности для развития у ребенка сознания.
В общественно-трудовой деятельности человека развивался его мозг, его органы чувств и движений, которые приобрели такое строение и такие функции, какие не имеет и не может иметь ни птица, ни рыба, ни одно животное (даже обезьяна).
Мозг новорожденного весит 360—370 г (у взрослого 1 кг 400 г). Нервная ткань мозга младенца, особенно коры, к моменту рождения еще полностью не оформилась: не все нервные клетки имеют то строение, величину и форму, которые характеризуют зрелый мозг.
Для возникновения и развития психической деятельности человека важны не только клетки мозга, но и те их нервные отростки, которые обеспечивают установление связей между разными клетками и разными их группами — системами. У новорожденного эти отростки нервных клеток лишь намечены. Они коротки, и только некоторые из них способны выполнять свою основную работу — передавать нервное возбуждение от одних клеток к другим.
Как это беспомощное существо начинает развиваться и как превращается в разумного человека, умеющего действовать целенаправленно, творчески и последовательно? Когда уже можно и нужно начинать его воспитывать?
Чтобы ответить на эти вопросы, полезно познакомиться хотя бы в общих чертах с физическим развитием и строением мозга новорожденного ребенка.
Новорожденный весит обычно 3200—3500 г. Рост его — 50 см. Все строение тела младенца резко отличается от строения тела не только взрослого, но даже семилетнего ребенка. Соотношение различных частей тела новорожденного непропорционально : голова — очень большая, она равна 1/4 всей длины тела ребенка, в то время как у взрослого она составляет всего 1/6 в часть его роста. Ноги младенца очень коротки, а туловище относительно длинное.
Нередко взрослые говорят, что у ребенка «постепенно просыпается сознание». Но если это верно, значит, у ребенка уже есть сознание, но оно до некоторого времени «спит», т. е. не действует.
Однако известно, что сознание не может возникнуть без общения ребенка с людьми, без освоения им языка, без его активной и разнообразной деятельности, которую направляют и организуют воспитатели. Значит, никакого «спящего сознания» у новорожденного нет. Оно создается, формируется в процессе той жизни, которая начинается сразу же после появления ребенка на свет.
Для того чтобы у младенца началось развитие сознания, его психической жизни: представлений, памяти, внимания, мышления, воли, способностей, воображения и т. д.,— он должен обладать врожденными задатками. Строение тела, всех его органов чувств (глаза, уха, рта и т. д.), органов движения (рук, ног, корпуса), органов речи и, конечно, всех внутренних органов — сердца, желудка, легких и других,— все это составляет анатомо-физиологические особенности ребенка. Они создают природные возможности для развития у ребенка сознания.
В общественно-трудовой деятельности человека развивался его мозг, его органы чувств и движений, которые приобрели такое строение и такие функции, какие не имеет и не может иметь ни птица, ни рыба, ни одно животное (даже обезьяна).
Мозг новорожденного весит 360—370 г (у взрослого 1 кг 400 г). Нервная ткань мозга младенца, особенно коры, к моменту рождения еще полностью не оформилась: не все нервные клетки имеют то строение, величину и форму, которые характеризуют зрелый мозг.
Для возникновения и развития психической деятельности человека важны не только клетки мозга, но и те их нервные отростки, которые обеспечивают установление связей между разными клетками и разными их группами — системами. У новорожденного эти отростки нервных клеток лишь намечены. Они коротки, и только некоторые из них способны выполнять свою основную работу — передавать нервное возбуждение от одних клеток к другим.