Всякий психический процесс — есть процесс нервный (сеченов)
Чтобы воспитывать у ребенка лучшие черты характера, развивать и совершенствовать его ум, закалять его волю, необходимо знать основные закономерности высшей нервной деятельности человека.
Законам работы мозга, т. е. высшей нервной деятельности человека, были посвящены многолетние исследования русских и советских ученых. Наибольшее значение имели работы: И. М. Сеченова (1824—1903), его ученика И. П. Павлова (1849—1936) и многочисленных их последователей.
Учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности человека может быть изложено в следующих положениях:
Головной мозг представляет собой сложный орган. В нем более 60 миллиардов нервных клеток, которые соединены между собой нервными волокнами. Нервные клетки мозга связаны посредством многочисленных нервов со всеми органами тела человека. Эта связь обеспечивает большую чувствительность человека к разнообразным внешним и внутренним воздействиям на него. Падает ли резкий свет на глаза человека, прикоснулся ли он к горячему утюгу, попала ли в рот несвежая пища, нарушена ли нормальная работа сердца, он немедленно реагирует на это потому, что в мозг мгновенно поступают сведения об этих раздражениях, идущих из внешнего мира или изнутри самого организма. Свет, запах, предметы, воспринимаемые человеком, ощущение боли в сердце или чувство голода при сокращении пустого желудка и т. п. И. П. Павлов назвал сигналами.
Получая такой сигнал, мозг человека (и высших животных) посылает сразу по другим нервным путям «приказ» определенным мышцам желез, органов. Сокращения мышц, изменения работы какого-либо органа являются ответом на поступивший в мозг сигнал, или реакцией. Весь этот нервный механизм называется рефлексом. Он включает три звена, или три части: 1) восприятие раздражения чувствительным органом (первая, или сенсорная, часть рефлекса); 2) превращение его в нервный процесс и передача по центростремительным путям в мозг. Там происходит «переброс» нервного возбуждения с чувствительных нервов на двигательные (второе, или центральное, звено) и наконец 3) передача нервного возбуждения по центробежным путям к мышцам, т. е. ответное действие (двигательный конец, или третье звено рефлекса).
Такой простейший нервный механизм называется безусловным рефлексом. Его работу можно наблюдать как у животных, так и у человека. Дали собаке мясо — у нее сразу начинает выделяться слюна, укололи лапу булавкой — животное ее отдергивает. Попадает яркий свет в глаз человека — его зрачок сразу суживается.
Глотание, чихание, кашель тоже безусловные рефлексы. Все они имеют врожденный характер.
Однако гораздо большее значение в жизни человека имеют условные рефлексы. Они вырабатываются у ребенка с первых недель жизни. Условный рефлекс — механизм значительно более тонкий и сложный, чем безусловный рефлекс.
Законам работы мозга, т. е. высшей нервной деятельности человека, были посвящены многолетние исследования русских и советских ученых. Наибольшее значение имели работы: И. М. Сеченова (1824—1903), его ученика И. П. Павлова (1849—1936) и многочисленных их последователей.
Учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности человека может быть изложено в следующих положениях:
Головной мозг представляет собой сложный орган. В нем более 60 миллиардов нервных клеток, которые соединены между собой нервными волокнами. Нервные клетки мозга связаны посредством многочисленных нервов со всеми органами тела человека. Эта связь обеспечивает большую чувствительность человека к разнообразным внешним и внутренним воздействиям на него. Падает ли резкий свет на глаза человека, прикоснулся ли он к горячему утюгу, попала ли в рот несвежая пища, нарушена ли нормальная работа сердца, он немедленно реагирует на это потому, что в мозг мгновенно поступают сведения об этих раздражениях, идущих из внешнего мира или изнутри самого организма. Свет, запах, предметы, воспринимаемые человеком, ощущение боли в сердце или чувство голода при сокращении пустого желудка и т. п. И. П. Павлов назвал сигналами.
Получая такой сигнал, мозг человека (и высших животных) посылает сразу по другим нервным путям «приказ» определенным мышцам желез, органов. Сокращения мышц, изменения работы какого-либо органа являются ответом на поступивший в мозг сигнал, или реакцией. Весь этот нервный механизм называется рефлексом. Он включает три звена, или три части: 1) восприятие раздражения чувствительным органом (первая, или сенсорная, часть рефлекса); 2) превращение его в нервный процесс и передача по центростремительным путям в мозг. Там происходит «переброс» нервного возбуждения с чувствительных нервов на двигательные (второе, или центральное, звено) и наконец 3) передача нервного возбуждения по центробежным путям к мышцам, т. е. ответное действие (двигательный конец, или третье звено рефлекса).
Такой простейший нервный механизм называется безусловным рефлексом. Его работу можно наблюдать как у животных, так и у человека. Дали собаке мясо — у нее сразу начинает выделяться слюна, укололи лапу булавкой — животное ее отдергивает. Попадает яркий свет в глаз человека — его зрачок сразу суживается.
Глотание, чихание, кашель тоже безусловные рефлексы. Все они имеют врожденный характер.
Однако гораздо большее значение в жизни человека имеют условные рефлексы. Они вырабатываются у ребенка с первых недель жизни. Условный рефлекс — механизм значительно более тонкий и сложный, чем безусловный рефлекс.