Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Всякий психический процесс — есть процесс нервный (сеченов)

Чтобы воспитывать у ребенка лучшие черты характера, развивать и совершенствовать его ум, закалять его волю, необходимо знать основные закономерности высшей нервной деятельности человека.

Законам работы мозга, т. е. высшей нервной деятельности человека, были посвящены многолетние исследования русских и советских ученых. Наибольшее значение имели работы: И. М. Сеченова (1824—1903), его ученика И. П. Павлова (1849—1936) и многочисленных их последователей.

Учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности человека может быть изложено в следующих положениях:
Головной мозг представляет собой сложный орган. В нем более 60 миллиардов нервных клеток, которые соединены между собой нервными волокнами. Нервные клетки мозга связаны посредством многочисленных нервов со всеми органами тела человека. Эта связь обеспечивает большую чувствительность человека к разнообразным внешним и внутренним воздействиям на него. Падает ли резкий свет на глаза человека, прикоснулся ли он к горячему утюгу, попала ли в рот несвежая пища, нарушена ли нормальная работа сердца, он немедленно реагирует на это потому, что в мозг мгновенно поступают сведения об этих раздражениях, идущих из внешнего мира или изнутри самого организма. Свет, запах, предметы, воспринимаемые человеком, ощущение боли в сердце или чувство голода при сокращении пустого желудка и т. п. И. П. Павлов назвал сигналами.

Получая такой сигнал, мозг человека (и высших животных) посылает сразу по другим нервным путям «приказ» определенным мышцам желез, органов. Сокращения мышц, изменения работы какого-либо органа являются ответом на поступивший в мозг сигнал, или реакцией. Весь этот нервный механизм называется рефлексом. Он включает три звена, или три части: 1) восприятие раздражения чувствительным органом (первая, или сенсорная, часть рефлекса); 2) превращение его в нервный процесс и передача по центростремительным путям в мозг. Там происходит «переброс» нервного возбуждения с чувствительных нервов на двигательные (второе, или центральное, звено) и наконец 3) передача нервного возбуждения по центробежным путям к мышцам, т. е. ответное действие (двигательный конец, или третье звено рефлекса).

Такой простейший нервный механизм называется безусловным рефлексом. Его работу можно наблюдать как у животных, так и у человека. Дали собаке мясо — у нее сразу начинает выделяться слюна, укололи лапу булавкой — животное ее отдергивает. Попадает яркий свет в глаз человека — его зрачок сразу суживается.

Глотание, чихание, кашель тоже безусловные рефлексы. Все они имеют врожденный характер.

Однако гораздо большее значение в жизни человека имеют условные рефлексы. Они вырабатываются у ребенка с первых недель жизни. Условный рефлекс — механизм значительно более тонкий и сложный, чем безусловный рефлекс.


Новости и советы мамочкам.