Гиподинамия подростков
Но, к сожалению, одной из особенностей современных подростков, которая волнует и педагогов, и в особенности медиков, является гиподинамия. Бич нашего века. Сколько мы слышали и читали о ее вреде для нас, взрослых людей! А вот о вреде гиподинамии для растущего детского организма многие даже и не подозревают! Дети бегают, шумят, шалят, лазают на деревья, подтягиваются на перекладине, хвастаясь друг перед другом, увлечены «танцульками» или спортивными состязаниями — как это иной раз раздражает взрослых. «Кончай баловство! Учи уроки!» — приказывают они. И невдомек, что подростки не только бегают, прыгают, шумят, нет, они заняты серьезной и ответственной работой, необходимой для их растущего организма, необходимой для формирования гармонически развитой личности, здоровой физически и психически.
Согласно установкам гигиенистов, время мышечной активности в подростковом возрасте должно быть не менее 4—5 часов. Если данная норма систематически не выполняется, в организме ребенка нарушаются биохимические процессы, правильные взаимоотношения между различными органами и системами, снижается ферментативная активность, что ведет в первую очередь к снижению сопротивляемости организма — инфекции, например, переохлаждению, перегреванию, внезапным стрессовым ситуациям. Недостаточность двигательной активности обусловливает мышечное недоразвитие и отставание, как общей моторики, так и тонких «специализированных» движений. Дети (иногда на всю жизнь) остаются неуклюжими и неловкими.
Кроме того, хроническая гиподинамия в подростковом возрасте ведет к расстройствам сердечно-сосудистой системы, препятствует правильному развитию дыхательного аппарата, способствует возникновению нервно-психических заболеваний с последующим патологическим формированием личности. Потеря аппетита, плохой сон, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, взрывчатость — все это может быть издержками гиподинамии.
Поэтому родителей должно только радовать стремление их детей к подвижным играм, танцам, спорту (в разумных пределах, естественно!) и настораживать стремление к сидячему образу жизни.
Как показывают исследования психологов, гиподинамия отягощает так называемую негативную фазу пубертатного криза.
Негативная фаза (первая половина пубертатного криза) характеризуется общей необузданностью, немотивированным упрямством, эмоциональной дисгармонией, сопровождающейся цинизмом, грубостью с окружающими. Причем для самих подростков негативизм выступает порой как защитная реакция против посягательств взрослых на их самостоятельность. При неправильном подходе к такому подростку негативизм может распространиться и на отношение к моральным ценностям, и на отношение к людям и всему обществу, в результате чего может сформироваться антисоциальная направленность личности.
Позитивная фаза характеризуется упорядочением поведения подростка. Исчезает неуживчивость, раздражительность, ершистость, формируются реальные жизненные установки, короче: позитивная фаза знаменует собой выход подростка из кризисного состояния.
Согласно установкам гигиенистов, время мышечной активности в подростковом возрасте должно быть не менее 4—5 часов. Если данная норма систематически не выполняется, в организме ребенка нарушаются биохимические процессы, правильные взаимоотношения между различными органами и системами, снижается ферментативная активность, что ведет в первую очередь к снижению сопротивляемости организма — инфекции, например, переохлаждению, перегреванию, внезапным стрессовым ситуациям. Недостаточность двигательной активности обусловливает мышечное недоразвитие и отставание, как общей моторики, так и тонких «специализированных» движений. Дети (иногда на всю жизнь) остаются неуклюжими и неловкими.
Кроме того, хроническая гиподинамия в подростковом возрасте ведет к расстройствам сердечно-сосудистой системы, препятствует правильному развитию дыхательного аппарата, способствует возникновению нервно-психических заболеваний с последующим патологическим формированием личности. Потеря аппетита, плохой сон, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, взрывчатость — все это может быть издержками гиподинамии.
Поэтому родителей должно только радовать стремление их детей к подвижным играм, танцам, спорту (в разумных пределах, естественно!) и настораживать стремление к сидячему образу жизни.
Как показывают исследования психологов, гиподинамия отягощает так называемую негативную фазу пубертатного криза.
Негативная фаза (первая половина пубертатного криза) характеризуется общей необузданностью, немотивированным упрямством, эмоциональной дисгармонией, сопровождающейся цинизмом, грубостью с окружающими. Причем для самих подростков негативизм выступает порой как защитная реакция против посягательств взрослых на их самостоятельность. При неправильном подходе к такому подростку негативизм может распространиться и на отношение к моральным ценностям, и на отношение к людям и всему обществу, в результате чего может сформироваться антисоциальная направленность личности.
Позитивная фаза характеризуется упорядочением поведения подростка. Исчезает неуживчивость, раздражительность, ершистость, формируются реальные жизненные установки, короче: позитивная фаза знаменует собой выход подростка из кризисного состояния.