Игры-занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни
От 1 г. до 1 г. 3 мес. Учить детей использовать тесемки, ленточки, шнурки (вспомогательные средства), с помощью которых можно изменить положение объекта, притянув его к себе, притягивать за веревочку воздушный шарик; подтягивать к себе за веревку автомобиль, тележку; дергая за веревочку, вызывать звучание предмета (колокольчика); перемещать каталку с помощью рукоятки и т. д.
От 1 г. 3 мес. до 1 г. 6 мес. Продолжать знакомить детей с простейшими приспособлениями с целью подготовки к использованию предметов-орудий (игра с воздушными шарами, с каталкой на длинной ручке и т. п.). Учить подтягивать к себе автомобильчик, тележку за веревочку, использовать скользящую тесемку для приближения игрушки.
От 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. Учить детей применять простейшие предметы-орудия, с помощью которых можно выполнять действия: придвинуть игрушки палкой, вытолкнуть игрушку палкой из трубки и т. д. (игры: «Достань колечко», «Салют»),
Формировать действия с более сложными предметами- орудиями — палочкой с кольцом, сачком, черпачком (игры: «Поехала кукла в гости», «Ловись, рыбка», игры с водой), придвигая, доставая и перемещая с их помощью соответствующие игрушки, шарики.
Проводить дидактические игры с народными игрушками типа «Клюющие курочки», «Медведь-дровосек» и т. д.
От 1 г. 9 мес. до 2 лет. Учить действовать с предметами-орудиями и игрушками, имитирующими орудия труда, с учетом особенностей их формы и положения в пространстве, цели и т. д. Продолжать проводить игры-занятия: «Ловись, рыбка», «Поехала кукла в гости», «Достань шарик». Учить детей вколачивать колышки в сырой песок и в отверстия верстачка молотком. Обучать использованию таких игрушек- орудий, как совок, формочки, лопатки, ведра и т. п.; побуждать к правильным действиям с ними в самостоятельных играх с песком, водой и снегом. Проводить игры-занятия с народными игрушками, демонстрирующими использование различных орудий.
Занятия со строительным материалом. От 1 г. до 1г. 3 мес. Учить детей накладывать одни строительные детали на другие, например: кубики на кубики (башенка), призму на кубик (домпк), полусферу на цилиндр (грибок) и т. п.
От 1 г. 3 мес. до 1 г. 6 мес. Учить строить автомобиль путем накладывания кубика или кирпичика на пластину, выкладывать узкую или широкую дорожку из кирпичиков.
Сооружать из кирпичика и кубика стол, стул для игрушки, соразмерной строительному материалу. Учить детей понимать назначение постройки, играть с постройками, используя сюжетные фигурки.
От 1 г. 6 мес до 1 г. 9 мес. Учить детей сооружать более сложные постройки из большого количества строительного материала: строить из двух кубиков и пластины скамейку, ворота; строить заборчик из вертикально поставленных пластин или кирпичиков. Учить использовать постройки для игры с сюжетными игрушками.
От 1 г. 9 мес. до 2 лет. Учить сооружать для игры с сюжетными игрушками мебель: диванчик из двух кирпичиков, кроватку из кирпичика, положенного плашмя, и двух по краям; сооружать одновременно два различных предмета, отличающихся по конструкции и по назначению: стол и стул, диван и стул, кровать и стулья; строить лесенку из кубиков или кирпичиков, делать домик для сюжетной игрушки с окнами и дверью из четырех кирпичиков и трехгранной призмы.
Учить детей использовать построенные конструкции для игры с сюжетными игрушками. Научить использовать строительные детали различных размеров (на столе — средние, мелкие, на полу — крупные).