Развитие активной речи у детей от 1 г. 6 мес. до 2 лет
Поощрять замену ребенком звукоподражательных слов общеупотребительными (например, вместо «ляля» — кукла, вместо «ав- ав» — собачка и т. д.). Продолжать развивать способность воспроизводить по подражанию не только звуки речи, слова, но и фразы, произносимые взрослым. С этой целью в инсценировании использовать все знакомые предметы игрушечной мебели, посуды, одежды, некоторых постельных принадлежностей, кухонного инвентаря, средств передвижения, транспорта для показа развернутого сюжета, состоящего из нескольких взаимосвязанных действий; подбирать картины, отражающие знакомый развернутый сюжет (например: дети кормят цыплят; дети строят из кубиков и т. п.).
На занятиях сочетать активную речь детей с практическим умением использовать предметы мебели, посуды, одежды по назначению («Что наденем на куклу?», «Из чего покормим мишку?» и т. п.). Учить детей узнавать в игрушке и на картинке в соответствии с особенностями одежды и внешнего вида людей различного пола, возраста (мальчик, девочка, тетя, дядя, бабушка, дедушка), называть их. Продолжать развивать умение не только обобщать предметы по наиболее существенным признакам, но и называть эти предметы (куклы, мячи, машины и т. п.).
Давать знания о некоторых видах транспорта, знакомых детям (автобус, машина, электровоз и т. п.), учить соотносить их с игрушечными машинами и находить на картинке. Побуждать детей узнавать на картинках, в игрушках и называть некоторых домашних животных (корова, лошадь, петушок, курица и цыплята и т. п.); учить понимать сценки, изображающие животных и отношение человека к ним, в процессе показа побуждать детей к высказываниям. При рассматривании отмечать наиболее заметные особенности животных, отличительные признаки (у животных есть глаза, уши, лапы или ноги, хвост и т. п.), побуждать называть их.
Расширять активный словарь детей, учить произносить слова, которые уже имеются в их пассивном словэре (окружающие предметы, их свойства, явления, действия и т. д.), правильно называть некоторые трудовые действия человека (подметать, мыть, гладить, чистить и т. п.).
Учить детей правильно пользоваться некоторыми местоимениями (я, мы, ты, мне), наречиями (там, туда), прилагательными и предлогами (в, на); формировать в речи формы множественного числа, ряда падежей существительных, повелительное наклонение глаголов, глаголы не только настоящего, но и будущего и прошедшего времени. Учить правильно строить предложения в соответствии с грамматическими особенностями родного языка.
От 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. побуждать детей обозначать предметы и действия с ними словами и двухсловными предложениями. С 1 г. 10 мес. учить пользоваться предложениями, состоящими из 3—4 слов, употребляя прилагательные и местоимения.
К концу второго года научить детей слушать и эмоционально откликаться на небольшие стихотворения, сказки, рассказы, в которых описываются поступки людей и животных («Курочка ряба», «Репка», «Курочка рябушечка, куда идешь?»), доступные пониманию детей явления природы: снег, дождь, лужи и т. д. («Солнышко-ведрышко», «Дождик-дождик»). В процессе чтения и рассказывания вызывать у детей сопереживания с героями произведений, поощрять проявления сочувствия, участие, желание высказаться («Мишка», «Я люблю свою лошадку» - А. Барто; «Кто поможет» М. Ивенсен; «Жил-был зайчик» В. Хорола). Научить рассматривать иллюстрации в книгах.
Продолжать учить детей отчетливо произносить гласные звуки а, у, и, о и доступные в артикуляционном отношении согласные: м, б, п, т, д, н.