Развитие речи и ознакомление с окружающим у детей от 1 г. 6 мес. до 2 лет
Развитие понимания речи. На занятиях закреплять понимание слов, обозначающих людей, животных, некоторые растения, предметы и их свойства. В играх- занятиях с сюжетными игрушками закреплять и расширять запас слов, обозначающих действия человека и животных, а также действия, связанные с выражением желаний (хотеть пить, есть, спать и т. д.), физического состояния (холодно, жарко, мокро и т. п.), помощи, сочувствия (например: «Зайка заболел, пожалей, помоги ему» и т. п.). Учить понимать слова, обозначающие размеры предметов, их цвет, свойства и качества, воспринимаемые зрением, осязанием, слухом, содержащие оценку (хорошо, плохо), а также наречия, характеризующие доступные ребенку пространственные (здесь, там), временные (сейчас, потом) и количественные (один, много) отношения. Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов в, на, и умение правильно совершать действия, соответствующие их содержанию (например: «Таня, положи кубики на полочку, а шарики в ведерочко»). Учить понимать просьбу взрослого и выполнять поручения, состоящие из 2—3 взаимосвязанных действий.
Учить находить предметы-игрушки по словесному указанию в ситуации усложненного выбора: сходные по форме (например, кубик и кирпичик, мячик и шарик, машина и тележка и т. п.), а также обозначаемые словами, близкими по звучанию (например: чашки и чайник, стол и стул, шапка и шарф и т. п.).
Продолжать учить детей обобщать сходные предметы по наиболее существенным признакам. Учить понимать содержание инсценировок с куклой, отражающих не только 1—2 действия, но и эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных событий, в которых одно логически вытекает из другого (например: кукла Катя готовится к приему и принимает гостей; зайка заболел, и его посещает доктор и т. п.). Для инсценировок использовать более широкий ассортимент кукольной одежды, мебели, посуды.
Учить понимать простейшие причинно-следственные отношения при рассматривании несложных сюжетных картинок (кукла в ванне; мальчик играет на дудочке и т. п.).
Учить детей (от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9 мес.) понимать несложный рассказ по сюжетной картинке, а затем (от 1 г. 10 мес. до 2 лет) — короткий рассказ без показа картинки о событиях, бывших в опыте ребенка.
Знакомить детей с 2—3 отличительными особенностями, условными голосами птиц и других животных, за которыми проводилось организованное наблюдение (цыплята, птичка в клетке, кошка и т. д.), учить узнавать их на несложных сюжетных картинках (кошка играет с мячом; петушок пьет воду и т. д.).
Закреплять и воспитывать интерес к труду взрослых, желание включаться в совместную деятельность при целевых показах («стирка платья», «глажение платья», «починка игрушек» и т, д.). Расширять запас понимаемых слов, обозначающих некоторые трудовые действия, выполняемые взрослыми (мыть посуду, пол, игрушки, подмести дорожку и т. д.).
Читать произведения художественной литературы, в которых описываются виденные детьми животные («Киска-киска», «Петушок-петушок»), бытовые и игровые ситуации («Мой конь» М. Клоковой, «Катя-Катя», «А баиньки-баиньки»), отражены яркие впечатления праздника («Весело, весело» О. Высотской; «На свой флажок, на красненький» М. Ивенсен), бывшие в опыте детей. Развивать понимание коротких, простых по содержанию рассказов, стихотворений, потешек, которые сопровождаются показом соответствующих картинок, игрушек и действий («Кто как кричит», «Самолет построим сами» А. Барто; «Праздник» Я. Тайца).