Развитие речи и ознакомление с окружающим у детей от 1 г. до 1 г. 6 месяцев
В течение второго года жизни формировать все виды речевых реакций ребенка, развивать понимание речи, речевое подражание. Способствовать обогащению словаря, совершенствованию грамматической и интонационной стороны речи, произношения.
В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Во втором полугодии наряду с вышеуказанными задачами особое внимание следует уделить развитию активной речи.
Развитие понимания речи. Расширять запас понимаемых ребенком слов, обозначающих названия предметов, действий живых существ (спит, ест, поет, слушает и т. д.), а также слов, обозначающих некоторые ярко выраженные, понятные детям признаки предметов (большой, маленький, красный и т. п.).
Учить детей понимать несложный сюжет маленьких инсценировок с куклами, игрушками, состоящих из 1—3 действий и отражающих знакомые бытовые или забавные ситуации. При этом учить понимать смысл целых предложений, подкрепляя их наглядными, развернутыми действиями. Развивать умение следить за ходом изображаемых событий. Включать в инсценирование средства передвижения (машины, тележки), игрушечные предметы (2—3) из числа посуды, мебели, одежды, употребляемых в быту наиболее часто, в процессе показа называя их.
Создавать у детей предпосылки к пониманию речи, не подкрепленной показом (к 1 г. 6 мес). Учить находить предметы по просьбе взрослого, узнавать их в изображении на предметной картинке, а после 1 г. 3 мес. — на картинке, показывающей предмет в действии. Учить понимать и выполнять задания на подбор предметов по существенным признакам («обобщение в понимаемой речи»).
Продолжать учить детей выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек 1 («Ладушки», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», «Баю-бай» и т. д.), в процессе чтения или рассказывания эмоционально откликаться на ритм и музыкальность народных произведений, стихов, песенок. Развивать способность слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание (например, «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто; «Топ-топ» Н. Френкель; «Паровоз» Т. Волгиной).
Продолжать развивать понимание выразительной речи: вопросительные, утвердительные, восклицательные интонации, выражающие отношение к содержанию художественного произведения.