Игра и другие виды самостоятельной деятельности детей второго года жизни
В процессе организации различных видов самостоятельной деятельности, в общении с детьми обеспечивать их уравновешенное, бодрое поведение и эмоционально-положительное состояние. Организуя игры (дидактические, сюжетные, подвижные, со строительным материалом) и другие виды самостоятельной деятельности (наблюдения за окружающим, рассматривание книг, общение и др.), особое внимание уделять развитию познавательной и двигательной активности детей.
Способствовать развитию движений ребенка (ходьба, бег, лазанье и др.). Следить за тем, чтобы каждый ребенок двигался достаточно. Побуждать детей к подвижным играм (катание тележек и каталок, игры с мячом, подъем и спуск по лесенке-горке, бег по дорожке, сбивание легким шариком пластмассовых кеглей и др.), учить не мешать сверстникам. Создавать благоприятные условия для наблюдения за окружающим: привлекать внимание детей к действиям взрослых, к игре других детей, к явлениям природы, животным, побуждать высказываться по поводу наблюдаемого. Сочетать подвижные игры со спокойными.
Привлекать детей к рассматриванию картинок, иллюстраций в книгах, побуждать называть изображенные на картинках предметы и действия. Читать детям небольшие стихи, потешки, шутки, вызывая у них веселый отклик, желание повторить за взрослым. Иногда привлекать внимание детей к тому, как рисует воспитатель. На прогулке предоставить детям возможность чертить на песке или на снегу.
Показывать заводные игрушки, проводить игры- забавы.
В начале второго года жизни следует воспитывать у детей интерес и эмоционально-положительное отношение к сюжетно-образным игрушкам (куклы, игрушечные животные, бытовая и транспортная игрушка). Учить находить игрушки по просьбе взрослого, показывать и называть. Объяснять и показывать детям назначение игрушек (из чашки можно поить куклу; на кроватке кукла будет спать и т. п.). Предлагая необходимые игрушки, побуждать детей выполнять или повторять вслед за взрослым простые игровые действия (покормить собачку; уложить куклу спать).
С 1 г. 3—4 мес. учить детей находить предметы, необходимые для игры (тележку, чтобы покатать мишку; одеяльце для куклы и т. д.). Побуждать их выполнять одну и ту же игровую задачу с разными игрушками (покормить зайца, мишку; уложить маленькую и большую куклу спать); называть действия с игрушками.
С 1 г. 6 мес. побуждать детей по собственной инициативе отображать знакомые действия окружающих людей, учить использовать для решения игровых задач несколько игрушек, воспроизводить в игре ряд взаимосвязанных действий (посадить куклу за стол; поставить на стол посуду; покормить куклу).
К концу второго года жизни формировать у детей умение воспроизводить в игре простые жизненные ситуации, включающие ряд последовательных действий, известных им ранее в отдельности (покормить куклу и уложить спать; одеть ее и повести гулять).
Учить детей принимать игровую задачу, использовать в игре элементарные предметы-заместители, а иногда и воображаемые предметы, называя их словом (кубик вместо мыла).
Воспитывать внимательное отношение и интерес к игре других детей, учить делиться и обмениваться игрушками, играть рядом, не мешая друг другу, а затем и небольшой группой.
Для дидактической игры предлагать детям игрушки, с которыми они научились играть на занятиях (матрешки, пирамиды, вкладыши, цветные столбики и др.). Побуждать к самостоятельному выполнению дидактических задач.
Для игр в распоряжении детей постоянно должен быть настольный и более крупный строительный материал. В комплект со строительным материалом следует включать соответствующие по размеру сюжетные игрушки.
Зимой для игры со снегом детям дают деревянные лопатки. В теплое время года на участке организуются игры с песком. Учить детей правильно пользоваться совком и лопаткой, насыпать песок в ведерко и формочки, делать из сырого песка «пирожок»; забивать в песок деревянными молоточками колышки, которые имеют гладкую поверхность и закругленные концы; вставлять деревянные трафареты зверей, птиц; не высыпать песок из ящика, не пачкать одежду.