Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи у ребенка от 1 г. 6 мес. до 2 лет
Развитие понимания речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка); предметы, находящиеся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице); некоторых животных и растения, их части и свойства; действия окружающих людей и животных; живые и неживые объекты, которые повседневно наблюдают дети.
Учить понимать названия комнат жилого помещения (прихожая, спальня, туалет и т. д.) и свободно ориентироваться в них, знать их назначение.
Формировать понимание ситуаций, передаваемых с помощью предлогов и наречий (на, в, здесь, там и т. д.). Например: «Чашка стоит на столе», «Молоко в чашке», «Здесь кубики, а там шарики» и т. д.
Обращать внимание на различные качества предметов, называть их размер (большой, маленький), цвет. Развивать понимание речи взрослого, не подкрепленной наглядной ситуацией.
Приучать внимательно слушать взрослого, понимать его указания о поведении в группе (не только «можно», «нельзя», но и «нужно»), о взаимоотношениях с другими детьми (не мешай, помоги, подвинься, отдай игрушку и т. д.), учить запоминать и выполнять несложные поручения, состоящие из 2—3 взаимосвязанных по смыслу действий.
Продолжать формировать умение объединять предметы по наиболее существенным признакам (кубики, мячи, машины и т. д.), различать сходные по форме (например, шары, мячи), по звучанию их названий (например, шарф, шапка, шуба и т. д.), по назначению.
В процессе общения с ребенком употреблять потешки, прибаутки, присказки для создания бодрого, радостного настроения, желания общаться со взрослыми, выполнять их поручения и указания, подражать их действиям и словам.
Развитие активной речи. С 1 г. 6 мес. уделять особое внимание развитию активной речи. Побуждать ребенка воспроизводить по подражанию не только слова, но и фразы, произносимые взрослым, пропевать и проговаривать их, слушая песенки, прибаутки, стихи.
Расширять активный словарь детей, приучать произносить те слова, которые уже имеются в их пассивном словаре (названия окружающих предметов и явлений, их свойств, различных действий и т. д.). Формировать умение пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пусти, подвинься), правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить и т. д.).
Создавать ситуации для употребления детьми в речи слов, обозначающих окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом; предметы, находящиеся в комнате и вне ее; некоторых животных и растений; действия окружающих людей и животных; живые и неживые объекты.
Создавать ситуации общения, способствующие развитию диалогической речи. Побуждать детей переходить от коротких предложений к (более сложным, состоящим из 3—4 слов. С этой целью взрослые употребляют в своей речи наиболее часто встречающиеся местоимения (я, мы, ты, мне), наречия (там, туда, здесь), прилагательные (мокрый, холодный, большой, маленький, хороший, плохой, вкусный, веселый, нарядный и т. д.), побуждая детей сознательно повторять их.
Поощрять замену ребенком звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо «тик-так» — часы, вместо «ав-ав» — собака и т. д.). Давая правильный образец речи, следить за тем, чтобы дети строили предложения в соответствии с грамматическими особенностями родного языка, способствовать при этом развитию звукопроизношения.
Развивать речь как основное средство общения ребенка с окружающими, побуждать обращаться к взрослым и детям по разным поводам, формировать умение задавать вопросы («Что это?», «Кто это?»), выражать свои желания, просьбы; учить рассказывать в нескольких словах о том, что видел.