Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи у ребенка от 1 г. до 1 г. 6 месяцев
Развитие понимания речи. Расширять запас понимаемых слов, раскрывающих простейшие, понятные ребенку бытовые ситуации. Ребенок должен знать свое имя, имена близких людей; названия наиболее часто употребляемых предметов обихода, средств передвижения; названия нескольких знакомых животных и растений, находящихся в ближайшем окружении; понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и животных.
Расширять запас понимаемых слов, относящихся к бытовым процессам (умываться, одеваться, есть, пить, спать, идти гулять), обозначающих простейшие бытовые и игровые действия (ложись спать, садись, будем одеваться, пойдем гулять и т. д.; покатай, сними, надень, открой, закрой и др.), а также слов, обозначающих признаки предметов (большой мяч, красный флажок, тонкая палочка и т. д.).
Развивать понимание слов, простых предложений, с которыми взрослый обращается к ребенку, передавая смысловые отношения между предметом и действием, предметом и его свойством и т. д. К 1 г. 6 мес. создавать предпосылки умения понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией.
К концу первого полугодия научить детей понимать просьбу найти, показать предметы, обладающие общими существенными признаками/задания на «обобщение в понимаемой речи»).
Развитие активной речи. В ходе режимных процессов, самостоятельной деятельности побуждать детей (от 1 г. до 1г. 3 мес.) к лепету, произнесению отдельных облегченных слов. От 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес. учить называть облегченными («би-би») и произносимыми правильно (машина) словами предметы и действия, используя, а иногда создавая специально увлекательные ситуации, побуждающие детей говорить в моменты сильной эмоциональной заинтересованности.
Формировать умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам, воспроизводить некоторые интонации, выражающие удивление, радость, огорчение, неудовлетворение и т. д.
Продолжать пополнять активный словарь ребенка словами,, обозначающими (близких ему людей (мама, папа, тетя, баба и т. д.), окружающие знакомые предметы и игрушки (чашка, кровать, стол, мишка, кукла и т. д.), известные действия (сядь, встань, дай, пусти и т. д.).
Развивать речевое общение детей со взрослыми, переводить от общения с помощью жестов и мимики к использованию доступных речевых средств (звукосочетаний и слов); учить отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения. Развивать инициативную и ответственную речь детей. К 1 г. 6 мес. побуждать их произносить двухсловные предложения.