Организация жизни и воспитание детей второго года жизни
Особенности нервной системы детей первого и второго полугодий второго года жизни обусловливают различия в режиме жизни детей этих возрастных подгрупп.
Дети в возрасте от 1 г. до 1 г. 6 мес. спят днем 2 раза, а после 1 г. 6 мес. — 1 раз. Поэтому, воспитываясь в одной группе, они живут по двум разным режимам.
Кормят, умывают, одевают и раздевают детей постепенно небольшими группами, по мере их прихода из дома, возвращения с прогулки или пробуждения после дневного сна, учитывая, что дети еще не самостоятельны, не сразу овладевают необходимыми умениями и навыками. Одевание на прогулку и раздевание после нее организуются с половиной детей данной возрастной подгруппы, остальные в это время играют. По окончании указанных процессов дети начинают играть, не дожидаясь остальных.
Воспитание элементарных навыков культуры поведения
Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам. Следить, чтобы дети в группе разговаривали спокойно, тихо вели себя в спальне и т. д.
Добиваться, чтобы дети внимательно слушали взрослого, выполняли его указания и поручения. Учить их не только понимать слова нельзя, можно, но и нужно, действовать в соответствии с этими требованиями. Закреплять умения здороваться, прощаться, благодарить. Формировать умение бережно обращаться с игрушками, использовать по назначению, приучать детей убирать их на место.
Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношении
Побуждать детей к отзывчивости и сочувствию взрослому, сверстникам. Учить играть, не мешая друг другу. Формировать умение просить игрушки, делиться ими и дружно играть.
Учить детей переходить от действия в одиночку к действиям рядом, к кратковременному взаимодействию.
В процессе наблюдений за животными и растениями воспитывать бережное отношение ко всему живому, побуждать к участию в уходе за ними, подражая взрослому, проявлять заботливое отношение.
Привлекать внимание к труду няни, дворника, вызывать желание помочь им.
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи
В повседневной жизни (в процессе умывания, одевания, укладывания спать, подъема после сна, игры, прогулки и т. д.) обращать внимание детей на окружающие предметы и явления.
Показывать, как пользоваться предметами обихода и игрушками, обучать некоторым действиям. Побуждать ребенка к речевому общению со взрослыми и детьми, развивать активную речь как средство общения с окружающими. Давать правильный образец речи, развивая подражание, совершенствовать произношение, побуждать отвечать простыми предложениями, воспитывать у детей потребность в речевом общении.