Забота о здоровье и физическом развитии детей второго года жизни
Оздоровительно-закаливающие процедуры. Сон детей в осенние и зимние, не слишком холодные дни (до —15°С) и весной (март—апрель) организуется на верандах. Это особенно важно для детей в возрасте до 1 г. 6 мес., так как организация прогулки с ними в холодное время затруднена. Если нет веранд, то в спальне во время сна детей окна или фрамуги должны быть открыты. Снижать температуру воздуха в комнате, где спят дети, рекомендуется до 15°С.
Дети старше полутора лет в холодное время года гуляют 2 раза: после завтрака и после полдника. Летом жизнь детей всей группы организуется на озелененном и хорошо оборудованном участке. Если на площадке нельзя организовать сон и кормление, то здесь проводят только игры и занятия.
Для полноценного закаливания детей второго года жизни необходим благоприятный воздушно-тепло- вой режим в помещении, что обеспечивается регулярным проветриванием групповой комнаты.
Закаливание осуществлять во время переодевания детей в течение 1—2 мин. при нормальной температуре воздуха в группе (21°С).
В теплый период года проводить общее обливание детей (душ) после прогулки. Начальная температура воды для обливания тела 35—36°С; в течение 10—15 дней ее снижают до 28—26°С. Водные процедуры (в зимнее время — обливание ног) проводить в течение всего года.
В зависимости от местных условий можно применять обливание ног с постепенным снижением температуры воды (от 28 до 18°С) или с использованием воды контрастных температур (начальная 36 и 25°С, конечная 38 и 18°С).
Физкультурно-оздоровительные мероприятия. В быту, в играх и на прогулке создавать условия, побуждающие детей к разнообразной двигательной активности, чаще привлекать их к играм подвижного характера. К двум годам дети должны играть с мячом, подниматься и опускаться по скату, взбираться по лесенке на горку, сходить с нее; ползать, перелезать, лазать по шведской стенке, ходить по ограниченной поверхности, перешагивать через Препятствия; возить тележки, автомобили; носить, усаживать и укладывать крупные мягкие игрушки.
Воспитание самостоятельности, навыков личной гигиены. В течение первого полугодия второго года жизни у ребенка надо закреплять умение самому садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. Формировать умение есть ложкой, аккуратно пить из чашки, есть суп с хлебом.
Со второго полугодия приучать детей самостоятельно мыть руки перед едой и правильно пользоваться полотенцем, воспитывать самостоятельность и аккуратность во время еды, учить правильно пользоваться ложкой, салфеткой, благодарить после еды, встав из-за стола, задвигать свой стул. Приучать участвовать в раздевании (снимать чулки, ботинки, носки), учить с помощью взрослого снимать и надевать одежду в определенном порядке, правильно складывать ее.
Дети этого возраста должны знать места хранения своих вещей, полотенца, знать свое место за столом, свой шкафчик для одежды.
Надо знакомить детей с наиболее характерными качествами знакомых предметов (мыло, расческа, носовой платок, полотенце и т. п.) и возможностями их использования в целях личной гигиены. Приучать ребенка с помощью взрослого пользоваться носовым платком, замечать неопрятность в одежде и с помощью взрослого приводить себя в порядок и т. п.