Групповые и индивидуальные беседы с родителями
Групповые и индивидуальные беседы воспитатель посвящает также организации активного бодрствования детей в семье. Особое внимание уделяет развитию движений, двигательной активности малыша, знакомит родителей с возрастными особенностями развития движений, с тем, какие умения и навыки ребенок должен приобрести на протяжении раннего детства и в какие возрастные сроки. Воспитатель раскрывает значение двигательной активности для детского организма. С теми родителями, чьи дети отстают в развитии движений, беседует индивидуально, выясняет причины этого, оказывает необходимую помощь.
Некоторые родители, боясь простудить малыша, избегают проветривания жилого помещения, произвольно сокращают время прогулок. В беседах, посвященных режиму дня, надо уделить внимание прогулке, посоветовать родителям, как организовать ее, чтобы ребенок не просто двигался, но и получал разнообразные впечатления, которые важны для его умственного развития. Воспитатель предостерегает родителей от чрезмерного увлечения прогулочными колясками, в которых дети, умеющие ходить, порой проводят слишком много времени. Он советует родителям предоставлять ребенку возможность самостоятельно и разнообразно двигаться: ходить по неровной поверхности, перешагивать через небольшие препятствия, подниматься на небольшие возвышения и т. п.
Для освещения вопросов, касающихся закаливания, питания, массажа, гимнастики, желательно привлекать медицинский персонал. Врач или медицинская сестра должны поговорить с родителями и об одежде ребенка в соответствии с сезоном.
Воспитатель помогает родителям преодолеть наиболее характерные ошибки в организации сна, бодрствования и кормления детей. Следует предостеречь матерей от укачивания, пустышки, которыми нередко еще пытаются успокоить плачущего малыша, а порой качают или дают соску без всякой нужды, считая пустышку обязательным атрибутом младенца. Воспитатель обращает внимание родителей на то, что этими средствами ребенка можно успокоить лишь на короткое время, поскольку плач, как правило, имеет какую-то причину, которую надо устранить. Если ребенка укачивают, по всякому поводу и без него дают пустышку, у него формируются вредные привычки и возникают новые причины для крика. Плач ребенка — сигнал о его плохом самочувствии, может быть, недоедании, несоответствии режима дня его индивидуальным особенностям и т. д. Воспитатель должен помочь матери установить причину частого плача ребенка, если необходимо, привлечь для консультации врача.
Есть родители, считающие, что пока ребенок не говорит, он не нуждается в общении, ему достаточно того, что он накормлен, лежит в сухой, теплой постели, а над его кроваткой повешены яркие погремушки. Необходимо разъяснять родителям, как важно для развития ребенка разговаривать с ним, играть.
Следует провести специальную консультацию, посвященную играм детей: рассказать, как их организовать, какие приобрести игрушки, как взрослый должен стимулировать действия ребенка с ними. Необходимо подчеркнуть, что родители должны беречь
нервную систему ребенка, не переутомлять его, уделять игре и общению с ребенком столько времени, сколько предусмотрено режимом дня.