Подготовительные игры-занятия для детей в возрасте от 1 г. до 1 г. 6 мес.
Игра «Звени, колокольчик!».Цель. Научить детей пользоваться веревочкой с целью вызвать звучание колокольчика.
Методика проведения. Воспитатель вносит в группу колокольчик или бубенчик, подвешивает его на легко доступном месте, однако так, что дети не могут его достать рукой. К язычку колокольчика привязана лента или шнурок. Воспитатель обращает внимание детей на яркий блестящий колокольчик, показывает, как, дергая за шнурок, можно звонить. Детям дается возможность поиграть с колокольчиком. Показ следует повторить, после чего колокольчик можно оставить в группе для самостоятельной игры детей.
Материал. Яркие крупные колокольчики, бубенчики, грохотушки, кронштейн для подвешивания, ленточки, тесьма, шнур.
Игра «Покатаем куклу».
Цель. Научить детей пользоваться тесемкой для катания различных игрушек с колесами.
Методика проведения. Воспитатель сажает 6—8 детей за длинный стол (составленный из 2—3 столов) или собирает их на ковре вокруг себя и показывает коляски или автомобили, дает их детям. Некоторое время дети играют, затем воспитатель показывает им тесемочку и говорит: «А теперь привяжем к автомобилю (коляске, тележке и т. п.) тесемку, будем катать куклу». С этими словами на глазах у детей привязывает тесемку к автомобилю и, приговаривая: «Покатаем куклу в автомобильчике», катает его по столу.
Затем воспитатель привязывает тесемки ко всем автомобилям и предлагает детям катать игрушки по полу или во дворе во время прогулки.
Материал. Игрушки на колесах — автомобиль, коляска, тележка, тесемки или шнуры длиной около 1 м.
Точно так же воспитатель должен четко знать цель каждого последующего занятия, материал для его проведения. Например, при проведении игры-занятия с каталками ставится цель: научить детей правильно пользоваться рукоятками для действий с катающимися игрушками. Подготавливается материал — разнообразные каталки с удобными ручками.
Цель игры-занятия «.Достань колечко!» — научить с помощью палочки придвигать к себе разнообразные предметы, формировать понимание назначения орудия. Материал: палочки длиной 25—30 см с круглым сечением от 0,5 до 1 см, цветные кольца диаметром от 5 до 8 см, автомобильчики длиной до 10 см и т. п.
В игре-занятии «Что в трубке лежит?» цель заключается в том, чтобы научить детей пользоваться палочкой как орудием при новых условиях. Материал: палочки диаметром 1 см, длиной 30—35 см. трубки длиной 25—30 см, диаметром 4—5 см.
Цель игры-занятия «Поехала кукла в гости» — научить детей использовать орудие с приспособлением, учитывая особенности предмета-цели. Материал: палочка длиной 25—30 см, с закрепленным на одном конце колечком диаметром 5 см, тележка на колесиках длиной около 10 см. На тележке должны быть закреплены вертикальный стержень длиной 5 см и кукла-матрешка или другая маленькая фигурка.
Игры-занятия с водой проводятся с целью познакомить детей со свойствами воды, плавающими игрушками. Материал: таз или надувной бассейн, пластмассовые рыбки, уточки, шарики мелкие и средние по размеру.
В игре-занятии «Ловись, рыбка!» детей учат пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Материал: таз или надувной бассейн, сачок диаметром 10—15 см с ручкой длиной 40—50 см.
Игра-занятие «Достань шарик» позволяет научить детей пользоваться черпачком для доставаиия шарика из воды. Материал: черпачок диаметром 4—5 см на вертикально прикрепленной к нему рукоятке длиной 20—25 см, шарики диаметром 3 см, высокие сосуды с водой (налита на 2/3).
Игры-занятия с песком дают возможность учить детей правильно пользоваться игрушками-орудиями, добиваясь получения определенного результата. Материал: сырой, но не холодный песок; удобные (по руке ребенка) совки, лопатки, формочки, ведерко, фигурки-трафареты.