Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Занятия с предметами-орудиями

Игры-занятия с предметами-орудиями, рекомендованные программой, направлены на формирование у детей раннего возраста элементов мышления, и прежде всего такой важнейшей особенности мышления, как обобщение опыта деятельности в слове, подготавливающей формирование у ребенка речевого мышления.

Для развития мышления в процессе деятельности с предметами большое значение имеет освоение детьми действий с предметами-орудиями. Предметы-орудия (история возникновения и совершенствования которых восходит к истокам человечества) используются для выполнения тех действий, которые рукой выполнять невозможно, неудобно или не принято. Например, с целью воспитания навыков культуры поведения важно научить ребенка брать еду из тарелки не рукой, а ложкой.

Для полноценного психического развития маленького ребенка нужно помочь ему овладеть уже выработанными в быту способами использования простейших орудий, применяемых при выполнении тех или иных практических действий.

Вспомогательным предметом-орудием можно приблизить к себе другой предмет, передвинуть, закрепить и т. д. Например, ребенок может деревянным молоточком забить втулочку, сачком выловить игрушечную рыбку и т. д. Он видит, как взрослые режут ножом хлеб, сам использует ложку, умеет пить из чашки и т. д.

Маленький ребенок овладевает под руководством воспитателя на занятиях, проводимых в игровой форме, простейшими способами использования предметов-орудий. Этим подготавливается основа для воспитания у детей умения выполнять трудовые и многие другие практические действия с помощью простейших орудий, а также для закрепления определенных культурных навыков.

В первой половине первого года жизни ребенок преимущественно манипулирует с предметами: перекладывает из руки в руку, ощупывает, рассматривает, поглаживает. Наряду с этими действиями появляются новые, в которых ребенок как бы отражает свойства предмета. Эти действия появляются в деятельности ребенка, которой руководит взрослый. В результате предметные действия ребенка ко второму году жизни уже отличаются от простейших манипуляций с предметами, приобретая характер, соответствующий свойствам предметов, с которыми он действует. Так, например, колясочку дети катают, а не стучат ею, как раньше; куклу сажают за стол или кладут в кровать, а не бросают; кубики или кирпичики не разбрасывают, а пытаются сложить из них дорожку, заборчик, автомобиль и т. д.

Одновременно на первом, но в большей степени на втором году жизни в деятельности детей можно наблюдать и попытки одним предметом воздействовать на другой, с тем чтобы вызвать перемещение или звучание этого второго предмета. К такому виду деятельности относится использование так называемых предметов-орудий: палочек, сачков, ложек, молоточков и т. п., а также катание куклы в коляске, грузовичке и т. д. При овладении способами действия с помощью всех этих орудий и других предметов обихода происходит совершенствование движений кисти руки ребенка, что является важной предпосылкой для формирования трудовых, изобразительных умений, а в будущем и навыков письма.

Ребенок, использующий целевым образом предметы-орудия, не только совершенствует свою ручную умелость. Расширяются возможности его мышления при выполнении разнообразных практических задач, где орудия становятся средством достижения определенного результата.

Выполнение практической задачи дает как бы два результата: практический — ребенок, например, получает игрушку, лежащую на другом краю стола, пеструю рыбку, вылавливая ее из надувного бассейна сачком, и познавательный — ребенок знакомится со свойствами предмета, начинает понимать, как нужно действовать с тем или иным предметом, каково назначение предмета, в чем его практический смысл.


Новости и советы мамочкам.