Занятия с предметами-орудиями
Игры-занятия с предметами-орудиями, рекомендованные программой, направлены на формирование у детей раннего возраста элементов мышления, и прежде всего такой важнейшей особенности мышления, как обобщение опыта деятельности в слове, подготавливающей формирование у ребенка речевого мышления.Для развития мышления в процессе деятельности с предметами большое значение имеет освоение детьми действий с предметами-орудиями. Предметы-орудия (история возникновения и совершенствования которых восходит к истокам человечества) используются для выполнения тех действий, которые рукой выполнять невозможно, неудобно или не принято. Например, с целью воспитания навыков культуры поведения важно научить ребенка брать еду из тарелки не рукой, а ложкой.
Для полноценного психического развития маленького ребенка нужно помочь ему овладеть уже выработанными в быту способами использования простейших орудий, применяемых при выполнении тех или иных практических действий.
Вспомогательным предметом-орудием можно приблизить к себе другой предмет, передвинуть, закрепить и т. д. Например, ребенок может деревянным молоточком забить втулочку, сачком выловить игрушечную рыбку и т. д. Он видит, как взрослые режут ножом хлеб, сам использует ложку, умеет пить из чашки и т. д.
Маленький ребенок овладевает под руководством воспитателя на занятиях, проводимых в игровой форме, простейшими способами использования предметов-орудий. Этим подготавливается основа для воспитания у детей умения выполнять трудовые и многие другие практические действия с помощью простейших орудий, а также для закрепления определенных культурных навыков.
В первой половине первого года жизни ребенок преимущественно манипулирует с предметами: перекладывает из руки в руку, ощупывает, рассматривает, поглаживает. Наряду с этими действиями появляются новые, в которых ребенок как бы отражает свойства предмета. Эти действия появляются в деятельности ребенка, которой руководит взрослый. В результате предметные действия ребенка ко второму году жизни уже отличаются от простейших манипуляций с предметами, приобретая характер, соответствующий свойствам предметов, с которыми он действует. Так, например, колясочку дети катают, а не стучат ею, как раньше; куклу сажают за стол или кладут в кровать, а не бросают; кубики или кирпичики не разбрасывают, а пытаются сложить из них дорожку, заборчик, автомобиль и т. д.
Одновременно на первом, но в большей степени на втором году жизни в деятельности детей можно наблюдать и попытки одним предметом воздействовать на другой, с тем чтобы вызвать перемещение или звучание этого второго предмета. К такому виду деятельности относится использование так называемых предметов-орудий: палочек, сачков, ложек, молоточков и т. п., а также катание куклы в коляске, грузовичке и т. д. При овладении способами действия с помощью всех этих орудий и других предметов обихода происходит совершенствование движений кисти руки ребенка, что является важной предпосылкой для формирования трудовых, изобразительных умений, а в будущем и навыков письма.
Ребенок, использующий целевым образом предметы-орудия, не только совершенствует свою ручную умелость. Расширяются возможности его мышления при выполнении разнообразных практических задач, где орудия становятся средством достижения определенного результата.
Выполнение практической задачи дает как бы два результата: практический — ребенок, например, получает игрушку, лежащую на другом краю стола, пеструю рыбку, вылавливая ее из надувного бассейна сачком, и познавательный — ребенок знакомится со свойствами предмета, начинает понимать, как нужно действовать с тем или иным предметом, каково назначение предмета, в чем его практический смысл.