Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Занятия с дидактическими игрушками

Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку или собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п., малыш осваивает прямые и обратные действия. Он практически познает свойства предметов (большой — маленький, твердый — мягкий, легкий — тяжелый и т. п.), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Малыш узнает и другие качества предметов. Например, шарики прекрасно прокатываются, но неустойчивы, кубики нельзя катать, но они устойчивы.

Овладение действиями с предметами ставит ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает все процессы памяти: запоминание, узнавание и воспроизведение.

Практический результат действий с дидактической игрушкой и оценка его взрослым развивают эмоционально-волевую сферу, учат ребенка доводить начатое до конца, способствуют целенаправленности и осознанности в достижении поставленной перед ним задачи.

Обучение маленького ребенка с помощью дидактической игрушки значительно облегчает задачу педагога, потому что оно протекает в игровой форме, поддерживается интересом малыша к занимательным свойствам игрушки. В чем же проявляется эта занимательность для ребенка? Исследования показали, что интерес к предмету в раннем детстве обусловлен прежде всего возможностями практических действий с ним. Малыш получает удовольствие и от самих действий (открывает, закрывает, снимает, надевает и т. д.), и от различных видоизменений предмета, которые возникают благодаря его действиям. Эти видоизменения поддерживают его ориентировочную активность. При - этом Возникает как бы цепь следующих друг за другом ориентировочных реакций,, благодаря которым и возникает устойчивый интерес к игрушке.

Для занятий с детьми второго года жизни можно рекомендовать 5 видов дидактическихигрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

1. Игрушки для нанизывания. К ним относятся кольца, втулки, а также шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Группы этих предметов воспитатель включает в занятия с детьми для сбора различных пирамид.

2. К дидактическим игрушкам относятся объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр., предназначенные для прокатывания, скатывания (вкладывания и выкладывания) , проталкивания в отверстия, а также для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, величине или форме.

3. Для занятий используются дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей. Это разноцветные кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, а также подбора по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют и развитию пространственной ориентировки.

4. Народные сборно-разборные дидактические игрушки, такие, как матрешки, бочата, яйца и пр. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению собрать предмет из двух одинаковых или двух однотипных частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и служат для ознакомления ребенка с величиной предметов. Подобранные по цвету или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения по одному или нескольким свойствам.

5. Небольшие сюжетные игрушки (куколки, машинки, елочки, грибочки, овощи и фрукты из папье-маше и т. п.), а также предметы, подобранные по определенным признакам. Так, например, воспитатель может предложить различные коробочки, катушки, вазочки, а также природный материал — шишки, желуди, листья, подобранные по цвету, величине или форме.

В начале второго года жизни (приблизительно до 1 г. 3 мес,) проводятся занятия, направленные на развитие умения сосредоточенно играть одной игрушкой, ставится задача развития координации мелких движений кистей рук, движений пальцев и понимания названий некоторых действий («покатай шарик», «сними кольцо», «сложи кубики в коробку», «открой коробочку» и т. п.). На этих занятиях дети учатся прокатывать с лотка шарики (одновременно им дают по 6—8 шариков), нанизывать кольца на стержень (сначала 5, а потом 10 колец одного размера), вставлять втулочки, грибочки в отверстия и вынимать их (вначале 5, а потом 10) втулочек одного или нескольких цветов), открывать и закрывать коробочку (цилиндрическую) с вложенными в нее ленточками, катушками, шариками (не слишком мелкими, чтобы малыш не мог их проглотить!).

Детей этого возраста нужно учить вкладывать меньший предмет в больший, накрывать одинаковые полые предметы (конусы, цилиндры, кубы) — меньший большим. Вначале следует показать, как можно разобрать, потом собрать игрушку, состоящую из двух частей (матрешки, бочата и пр.), а затем предложить выполнить эти действия. Надо привлекать внимание к предметам, сделанным из различных материалов, издающим различное звучание, например предложить покатать шарики из полиэтилена, бумаги, обтянутые материей. Приведем для примера конспект занятия с детьми от 1 г.—1 г. 3 мес.


Новости и советы мамочкам.