Занятия с дидактическими игрушками
Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку или собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п., малыш осваивает прямые и обратные действия. Он практически познает свойства предметов (большой — маленький, твердый — мягкий, легкий — тяжелый и т. п.), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Малыш узнает и другие качества предметов. Например, шарики прекрасно прокатываются, но неустойчивы, кубики нельзя катать, но они устойчивы.Овладение действиями с предметами ставит ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает все процессы памяти: запоминание, узнавание и воспроизведение.
Практический результат действий с дидактической игрушкой и оценка его взрослым развивают эмоционально-волевую сферу, учат ребенка доводить начатое до конца, способствуют целенаправленности и осознанности в достижении поставленной перед ним задачи.
Обучение маленького ребенка с помощью дидактической игрушки значительно облегчает задачу педагога, потому что оно протекает в игровой форме, поддерживается интересом малыша к занимательным свойствам игрушки. В чем же проявляется эта занимательность для ребенка? Исследования показали, что интерес к предмету в раннем детстве обусловлен прежде всего возможностями практических действий с ним. Малыш получает удовольствие и от самих действий (открывает, закрывает, снимает, надевает и т. д.), и от различных видоизменений предмета, которые возникают благодаря его действиям. Эти видоизменения поддерживают его ориентировочную активность. При - этом Возникает как бы цепь следующих друг за другом ориентировочных реакций,, благодаря которым и возникает устойчивый интерес к игрушке.
Для занятий с детьми второго года жизни можно рекомендовать 5 видов дидактическихигрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.
1. Игрушки для нанизывания. К ним относятся кольца, втулки, а также шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Группы этих предметов воспитатель включает в занятия с детьми для сбора различных пирамид.
2. К дидактическим игрушкам относятся объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр., предназначенные для прокатывания, скатывания (вкладывания и выкладывания) , проталкивания в отверстия, а также для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, величине или форме.
3. Для занятий используются дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей. Это разноцветные кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, а также подбора по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют и развитию пространственной ориентировки.
4. Народные сборно-разборные дидактические игрушки, такие, как матрешки, бочата, яйца и пр. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению собрать предмет из двух одинаковых или двух однотипных частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и служат для ознакомления ребенка с величиной предметов. Подобранные по цвету или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения по одному или нескольким свойствам.
5. Небольшие сюжетные игрушки (куколки, машинки, елочки, грибочки, овощи и фрукты из папье-маше и т. п.), а также предметы, подобранные по определенным признакам. Так, например, воспитатель может предложить различные коробочки, катушки, вазочки, а также природный материал — шишки, желуди, листья, подобранные по цвету, величине или форме.
В начале второго года жизни (приблизительно до 1 г. 3 мес,) проводятся занятия, направленные на развитие умения сосредоточенно играть одной игрушкой, ставится задача развития координации мелких движений кистей рук, движений пальцев и понимания названий некоторых действий («покатай шарик», «сними кольцо», «сложи кубики в коробку», «открой коробочку» и т. п.). На этих занятиях дети учатся прокатывать с лотка шарики (одновременно им дают по 6—8 шариков), нанизывать кольца на стержень (сначала 5, а потом 10 колец одного размера), вставлять втулочки, грибочки в отверстия и вынимать их (вначале 5, а потом 10) втулочек одного или нескольких цветов), открывать и закрывать коробочку (цилиндрическую) с вложенными в нее ленточками, катушками, шариками (не слишком мелкими, чтобы малыш не мог их проглотить!).
Детей этого возраста нужно учить вкладывать меньший предмет в больший, накрывать одинаковые полые предметы (конусы, цилиндры, кубы) — меньший большим. Вначале следует показать, как можно разобрать, потом собрать игрушку, состоящую из двух частей (матрешки, бочата и пр.), а затем предложить выполнить эти действия. Надо привлекать внимание к предметам, сделанным из различных материалов, издающим различное звучание, например предложить покатать шарики из полиэтилена, бумаги, обтянутые материей. Приведем для примера конспект занятия с детьми от 1 г.—1 г. 3 мес.