Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Развитие речи и ознакомление с окружающим

Задачи развития речи и ознакомления с окружающим на занятиях остаются теми же, что и при проведении режимных процессов, прогулок, игр: развивать понимание речи, способность подражания, накапливать активный словарь, развивать речь как средство общения с окружающими. До полутора лет важнейшей задачей является развитие понимания у детей речи взрослого. В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания. Во втором полугодии задача развития понимания речи остается, но главным является развитие у детей активной речи.

Задачи ознакомления с окружающим и развития речи в повседневном общении взрослого с ребенком подробно описаны в программе в разделе об организации жизни и воспитательной работы с детьми. Однако на занятиях они решаются более целенаправленно, по заранее намеченному плану, с использованием соответствующих наглядных средств, материалов, пособий.

На занятиях у детей закрепляют те знания, которые освоены ими практически в быту, при действии с предметами, в игре, в наблюдениях на прогулке и т, д. Чем богаче, содержательнее впечатлениями повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности содержатся в занятиях. На занятиях с детьми до двух лет (особенно до полутора), как правило, проводятся показы (проигрываются) знакомых или частично знакомых сценок (сюжетов) с куклами, игрушками.

Занятия по развитию речи можно разделить на четыре вида с учетом тех наглядных средств, которые могут быть использованы. В качестве наглядных средств выступают живые и неживые объекты (предметы), игрушки, изображения предметов, игрушек на картинках, художественное слово.

Большое значение в развитии речи имеет ознакомление с животными, с движущимся транспортом. Наблюдения за ними можно организовать в группе и на прогулке в естественных условиях. Приведем для примера конспекты двух занятий.

Наблюдение за кошкой. Занятие проводится со всей группой детей (от 1 г. 6 мес. до 2 лет). Воспитатель усаживает их на стульчики и предварительно под
готавливает: «Сидите тихо. Не вставайте, не бегайте. Сейчас принесу кошечку. Вы все будете смотреть па нее». Приносит кошку. Садится на стул, держит ее на коленях. Побуждает детей смотреть и слушать, при этом правой рукой показывает, где у кошки глаза, уши, нос, хвост, лапы. Потом гладит, говорит: «Киса, киса, мурр, мяу».

Приглашает детей подойти поближе и еще раз посмотреть глаза, уши, нос, хвост, лапы. В заключение говорит: «Киса устала, хочет домой. Сейчас я ее унесу».

На повторных занятиях, когда дети привыкнут к кошке, можно пустить ее на пол и организовать наблюдение за ее поведением: «Киса пошла. Остановилась, повернула голову: Смотрит на нас».

Животные в естественных условиях часто находятся в движении, а это вызывает у детей непроизвольный интерес и внимание. Воспитатель констатирует все изменения: «Смотри, Саша, собачка бежит. Вот она ищет что-то. Нашла кость и грызет ее. Убежала собачка».

Наблюдения за животными оставляют глубокий след в памяти ребенка. Спустя некоторое время можно оживить полученные ранее впечатления и вызвать ребенка на разговор.

К повторным наблюдениям детей надо специально заранее готовить: «Сегодня пойдем гулять и посмотрим, как летают птички, много ли их сидит на деревьях».

Знакомство с неживыми объектами можно организовать во время прогулок, например провести занятие с целью ознакомления с внешним видом помещения детского сада. Занятие проводится с детьми после 1 г. 6 мес.


Новости и советы мамочкам.