Развитие речи и ознакомление с окружающим
Задачи развития речи и ознакомления с окружающим на занятиях остаются теми же, что и при проведении режимных процессов, прогулок, игр: развивать понимание речи, способность подражания, накапливать активный словарь, развивать речь как средство общения с окружающими. До полутора лет важнейшей задачей является развитие понимания у детей речи взрослого. В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания. Во втором полугодии задача развития понимания речи остается, но главным является развитие у детей активной речи.Задачи ознакомления с окружающим и развития речи в повседневном общении взрослого с ребенком подробно описаны в программе в разделе об организации жизни и воспитательной работы с детьми. Однако на занятиях они решаются более целенаправленно, по заранее намеченному плану, с использованием соответствующих наглядных средств, материалов, пособий.
На занятиях у детей закрепляют те знания, которые освоены ими практически в быту, при действии с предметами, в игре, в наблюдениях на прогулке и т, д. Чем богаче, содержательнее впечатлениями повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности содержатся в занятиях. На занятиях с детьми до двух лет (особенно до полутора), как правило, проводятся показы (проигрываются) знакомых или частично знакомых сценок (сюжетов) с куклами, игрушками.
Занятия по развитию речи можно разделить на четыре вида с учетом тех наглядных средств, которые могут быть использованы. В качестве наглядных средств выступают живые и неживые объекты (предметы), игрушки, изображения предметов, игрушек на картинках, художественное слово.
Большое значение в развитии речи имеет ознакомление с животными, с движущимся транспортом. Наблюдения за ними можно организовать в группе и на прогулке в естественных условиях. Приведем для примера конспекты двух занятий.
Наблюдение за кошкой. Занятие проводится со всей группой детей (от 1 г. 6 мес. до 2 лет). Воспитатель усаживает их на стульчики и предварительно под
готавливает: «Сидите тихо. Не вставайте, не бегайте. Сейчас принесу кошечку. Вы все будете смотреть па нее». Приносит кошку. Садится на стул, держит ее на коленях. Побуждает детей смотреть и слушать, при этом правой рукой показывает, где у кошки глаза, уши, нос, хвост, лапы. Потом гладит, говорит: «Киса, киса, мурр, мяу».
Приглашает детей подойти поближе и еще раз посмотреть глаза, уши, нос, хвост, лапы. В заключение говорит: «Киса устала, хочет домой. Сейчас я ее унесу».
На повторных занятиях, когда дети привыкнут к кошке, можно пустить ее на пол и организовать наблюдение за ее поведением: «Киса пошла. Остановилась, повернула голову: Смотрит на нас».
Животные в естественных условиях часто находятся в движении, а это вызывает у детей непроизвольный интерес и внимание. Воспитатель констатирует все изменения: «Смотри, Саша, собачка бежит. Вот она ищет что-то. Нашла кость и грызет ее. Убежала собачка».
Наблюдения за животными оставляют глубокий след в памяти ребенка. Спустя некоторое время можно оживить полученные ранее впечатления и вызвать ребенка на разговор.
К повторным наблюдениям детей надо специально заранее готовить: «Сегодня пойдем гулять и посмотрим, как летают птички, много ли их сидит на деревьях».
Знакомство с неживыми объектами можно организовать во время прогулок, например провести занятие с целью ознакомления с внешним видом помещения детского сада. Занятие проводится с детьми после 1 г. 6 мес.