Игры-упражнения для развития движений у детей
Общеразвивающие упражнения воспитатели выполняют вместе с детьми. Например, воспитатель и дети, держась за обруч, приседают, выпрямляются, поднимают обруч над головой. Воспитатель держит в руках палку (диаметр 1,5—2 см, длина 1,5—2 м), подзывает к себе группу детей, они обхватывают палку кистями обеих рук сверху. Держась за палку, садятся, потом ложатся на коврик на спину. Воспитатель берет у детей палку и, держа ее на уровне выпрямленных поднятых ног ребенка, просит дотянуться ногами до палки.Пособия (платочки, шарики и др.), с которыми предполагается проводить упражнения, вносятся в группу заранее, чтобы дети познакомились с ними до занятия.
Большое место в данной возрастной группе занимают имитационные упражнения типа «как шевелит ушами зайка», «как ходит мишка». При подборе упражнений и основных видов движений воспитатель должен учитывать нагрузку на различные группы мышц.
Игры подвижного характера широко используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. С помощью игр, игровых ситуаций повышается заинтересованность их в совместных действиях, активизируется речь, стимулируются волевые усилия. Благодаря умелому использованию игр и игровых заданий, связанных с движениями, увеличивается двигательная активность детей.
Эффективность игр подвижного характера зависит от меры доступности детям игровых ситуаций и активного участия в игре воспитателя. Игры удобны тем, что воспитатель может в них включить любое двигательное упражнение, в котором в данный момент нужно потренироваться детям. Например, катание и ловля
мяча: у ската стоит воспитатель с куклой и ребенок. Второго ребенка просят взобраться на горку и скатить мяч кукле. Первый ребенок ловит мяч вместе с куклой, затем они меняются местами.
В ходе занятий развивается ориентировка в окружающем, навыки усложненной ходьбы, прыжков. Например, с детьми двух лет можно провести такую игру. В противоположных концах комнаты на стульчиках сидят мишка и зайчик. Комнату разъединяет канат. Воспитатель предлагает детям пойти в гости к мишке, разбудить его и вместе с ним пойти к зайчику. Дети идут за воспитателем, переступают «ручеек» (канат), будят мишку (хлопают в ладоши): «Вставай, мишка, пойдем». Затем воспитатель спрашивает за мишку: «А куда мы пойдем?» Предлагает детям попрыгать, как зайчик: «Пусть мишутка догадается, к кому мы его приглашаем». Затем они идут к зайчику, переступая через канат или две веревочки, положенные на расстоянии 20—25 см. Воспитатель активизирует прыжки детей: «Сколько зайчат! Как высоко все умеют прыгать!» Затем предлагает побегать вдоль ручейка.
В играх-упражнениях воспитатель имеет возможность корректировать движения как отдельных детей, так и целой подгруппы, не выводя их из игровой ситуации. В игре дети приучаются действовать сообща. На втором году жизни постепенно увеличивается количество детей, участвующих в организованной двигательной деятельности. Совместные действия, общие переживания приучают действовать в коллективе, помогать друг другу. У детей формируется произвольное внимание и умение действовать по сигналу.
Важно, чтобы игра подвижного характера имела определенную систему усложнений. В игровых упражнениях воспитатель имеет возможность давать движения в самых разнообразных сочетаниях. Любое двигательное задание должно быть конкретным и понятным детям, тогда они с большим желанием его выполняют.
Постепенно в играх воспитатель приучает детей к выполнению поэтапных действий: «Перейдите через ручеек и тихо подойдите й разбудите мишку». Усложняются моторные задания, увеличивается время их выполнения. Сюжетная основа игр подвижного характера вызывает у детей интерес к неоднократному повторению заданий, повторению их в самостоятельной двигательной деятельности.
Заинтересованность детей повышается при частичной смене пособий, зрительных ориентиров, изменении места проведения игр. Важно, чтобы до ввода в игру дети в самостоятельной деятельности вместе и под руководством воспитателя ознакомились с новым пособием, игрушкой, дополнительными атрибутами.
Постепенно воспитатель приучает детей использовать имеющиеся двигательные умения в изменяющейся по ходу игры обстановке.
Детям с полутора лет воспитатель создает возможность выбирать самим нужный способ действия. Например, на полу делается круг из веревки. Мишка лежит в нем на расстоянии чуть больше вытянутой руки ребенка. Воспитатель объясняет: «Мишка упал в лужу и плачет, ему нужно помочь,— достать его, не замочив ног». Детям предлагают также собрать разбросанные на полу шишки, шарики (сначала на небольшом пространстве, затем по всей группе). Воспитатель поощряет действия детей, расширяет и уточняет ориентировку в окружающем их предметном мире.