Основные дидактические принципы и условия проведения игр-занятий
Повторение занятия без изменений имеет свои положительные стороны, так как дает возможность путем неоднократных упражнений закреплять получаемые знания и умения. Оно практикуется- в тех случаях, когда успешное выполнение поставленной задачи зависит от правильных движений и действий детей с предметом или когда повторение помогает им преодолеть затруднение, например при произнесении звука, слова.Однако повторение занятий без изменений может привести и к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материала, поэтому такая форма не всегда уместна. При повторении многих занятий надо непременно включать новый материал дополнительно к известному.
Занятия повторяются от 2 до 4 раз, количество занятий не может и не должно быть всегда одинаковым. Оно зависит от содержания и от того, насколько быстро дети усваивают предлагаемый программный материал. Иногда по ходу занятия требуется постепенное усложнение их действий с предметами или речевых реакций, и желаемые результаты получаются после второго, а иногда и третьего повторения. В случае если большинство детей не справляется с уже объясненным заданием, необходимо повторно, без изменений, провести занятие.
С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Это необходимо, ибо позволяет избежать излишних повторений со всей группой, предупредить снижение интереса к занятиям.
Продуктивность занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения закрепления знаний й умений у детей, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у них интерес к занятиям, активное, положительное отношение к выполнению заданий.
В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, они не могут заставить себя делать то, что не вызывает интереса. Поэтому их успехи на занятиях определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого программного материала, но и эмоциональным отношением к занятиям, заинтересованностью.
Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные, игрушки целые, несломанные, кирпичики, кубики, шарики ярко и разнообразно окрашены. Рассматривание их доставляет ребенку радость, и он более эмоционально реагирует на получаемые впечатления. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в речи педагога. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят ворота, мостик.
Интерес к занятию повышается, когда его содержание увлекает, побуждает малыша к поиску способов действий для достижения результата (например, надеть колечки на стержень).
Можно использовать прием неожиданного появления игрушек, привносить в занятия всевозможные элементы сюрпризности. Однако при этом необходимо соблюдать чувство меры, не забывать за развлекательностью педагогических задач — воспитания элементов самоорганизации и произвольного внимания детей. Забавность и деловой характер общения на занятиях следует сочетать так, чтобы одно помогало другому.