Ознакомление детей с природой летом
Наблюдения неживой природыВода. При устойчивой теплой погоде дети второго года жизни под наблюдением взрослого могут знакомиться со свойствами воды: она льется, журчит, бывает теплая или холодная. В воде можно купать кукол (показ воспитателя), вычерпывать из нее сачками разноцветные шарики. Можно переливать воду из кружки в чашечку, бутылочку (дети действуют под контролем воспитателя).
Песок. Дети полутора-двух лет из мокрого песка делают пирожки, домики; начинают пользоваться формочками. С сухим песком можно провести игры: прятание и отыскивание игрушек, небольших форм и т. д.
Сезонные явления. Обратив внимание на облегченную одежду всех детей и взрослых на участке, воспитатель объясняет, что пришло лето, стало тепло. Солнце нагрело землю, песок, асфальт. Предлагает детям на ощупь определить тепло асфальта, песка. Если на прогулке детей застал дождь, обращает внимание на то, что дождик теплый, он умывает и травку-муравку, и цветы, и листья на деревьях. Дождь скоро проходит, опять ярко светит теплое, ласковое солнышко.
Наблюдения за растениями
Дерево, цветок, трава. Дети 1 г.—1 г. 6 мес. по предложению взрослого показывают растения, дети 1 г. 6 мес.— 2 лет с помощью взрослого учатся называть их. У цветника дети младшей подгруппы находят такой же цветок, как в руке у взрослого, дети старшей подгруппы находят по слову взрослого красный, желтый, синий цветок, пытаются назвать окраску их, четко различают цветы и траву и т. д. Для закрепления названия «дерево» можно проводить перебежки от дерева к дереву.
Наблюдения за животными
Домашние животные и птицы. Летом продолжается работа по ознакомлению и закреплению знаний о животных, о частях тела, характерных движениях. л
Насекомые. Дети второго года жизни не должны бояться таких насекомых, как бабочка, кузнечик, божья коровка. В то же время следует формировать бережное отношение детей к жучкам, муравьям, рассказывать о доброте людей к живым существам. Можно осторожно сачком поймать бабочку, посадить ее в большую стеклянную банку на веточку, обрызганную сахарным сиропом, и рассмотреть ее с детьми поближе, отмечая, что она делает. После наблюдения воспитатель обязательно выпускает насекомое из банки: «Лети к своим друзьям! Прилетай к нам еще!»
Вначале малыши с опаской наблюдают, как по руке воспитателя ползет божья коровка, а потом сами подставляют руку, приглашая ее переползти, очень бережно поворачивают руку. Воспитатель хвалит детей за бережное отношение к жучку, восхищается яркой его окраской.
Наблюдения за трудом взрослых
В летнее время все дети наблюдают., как .дворник .подметает дорожки, поливает их. Взрослый объясняет все действия дворника. Можно также наблюдать, как старшие дети поливают цветы, заботливо относятся к «им..