Ознакомление детей с природой зимой
Наблюдения неживой природыСнежинки, снег. Во время снегопада показать, как снежинки медленно опускаются на варежку, на рукав пальто. Предложить поймать снежинку. Пояснить, что снежинки маленькие, холодные, их в руки брать нельзя. Обратить внимание, как много снега лежит на участке. Предложить побегать всем вместе по дорожкам, спрятаться за сугроб, покричать: «Ау! Ау!» Покатать детей на санках. Дети наблюдают, какие постройки сооружает для них взрослый, радуются, угадав их назначение.
Сезонные явления. При одевании детей до 1 г. 6 мес. называть предметы верхней зимней одежды, а после полутора лет побуждать их к самостоятельному называнию своих вещей.
При выходе на участок пояснять, что деревья стоят без листьев, кругом снег, холодно — это пришла зима.
Наблюдения за растениями
Дерево. Детям полутора-двух лет показать белоствольную березу, уточняя, что это дерево.
Наблюдения за зимующими птицами
Ворона (голубь),воробей. Если в одно и то же время выносить корм для зимующих птиц, то очень скоро они станут слетаться на участок к определенному времени. Воспитатель обращает внимание на то, что птицам зимой холодно, дети должны позаботиться о маленьких птичках, покормить их. Показывает, как это делать, побуждает детей бросать птицам крошки. Во время наблюдений за птицами называет действия птиц: прыгают, клюют, летят, сидят. Хвалит детей, которые повторяют эти слова. Затем показывает большую и важную ворону, пугливого голубя, маленького и быстрого воробья. Дети полутора-двух лет после многократных показов взрослого учатся узнавать ворону (голубя); имитируют движения птиц: машут руками, бегают, подскакивают и т. д.
Наблюдения за трудом взрослых
Наблюдения за трудом дворника на участке сопровождаются рассказом воспитателя, который поясняет, зачем дворник сгребает снег в одно место, расчищает дорожки. Можно предложить детям после 1 г. 6 мес. помочь дворнику расчистить часть площадки перед верандой от свежевыпавшего снега.