Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Ознакомление детей с природой осенью

С раннего возраста детей следует знакомить с доступными их пониманию явлениями природы: взрослый воспитывает любовь ко всему живому, учит доброму, бережному, заботливому отношению к животным и растениям; развивает познавательный интерес, этические, эстетические чувства.

Наблюдения неживой природы
Вода. В теплую погоду в начале осени дети знакомятся со свойствами воды: льется, может быть холодной или теплой. С этой целью проводятся игры: вылавливание сачками игрушечных рыбок, уточек, разноцветных шариков из надувного бассейна (или тазика), наполненного водой; наблюдение купания куклы.

Песок. Дети полутора-двух лет охотно играют сухим песком. По показу взрослого малыши пересыпают песок из формочки в формочку. Они узнают его свойства: сухой песок сыплется, а мокрый сохраняет форму того предмета, в который его насыпали. Следует учить их делать «пирожки», «домики-холмики» из мокрого песка.

Камешки. Предлагать детям рассматривать разноцветные камешки, учить выкладывать по контуру грибок, кораблик, флажки и т. д.

Сезонные явления. В ненастную погоду обращать внимание на то, что идет дождь, гулять нельзя. После дождя с детьми полутора-двух лет рассмотреть лужи большие и маленькие. Уточнять названия сезонной одежды, обращать внимание на одежду прохожих, характерную для осени.

Наблюдения за растениями
Листья. В тихую солнечную погоду обратить внимание всех детей на разноцветные листья. Предложить побродить по опавшим листьям, прислушаться, как они шуршат под ногами. Предложить собрать опавшие листья, уточняя с каждым ребенком наиболее яркие цвета их окраски: красный, зеленый, желтый. При этом можно знакомить детей и с величиной отдельных листьев: маленький — большой. Принесенные листья взрослый собирает в букет или может сделать для детей сумочки, шапочки, пояса. Дети по образцу взрослого выкладывают узор, чередуя большой лист, маленький и т. д.

Дерево. Детей можно учить отличать деревья от других растений на участке. Для закрепления названия «дерево» воспитатель вместе с детьми прячется за дерево и кричит: «Ау! Мы за деревом! Ищите нас!»

Желуди, шишки. Предложить детям провести пальчиком вдоль желудя, поясняя при этом: гладенький. Вложив в ладошку каждого ребенка шишку, пояснить: колючая. Предлагать дидактическую задачу: «Покажи, где гладенький желудь, где колючая шишка».

Цветы. В начале осени, рассматривая цветы на клумбах, воспитатель знакомит детей с названием «цветы», обращает внимание на яркие георгины, пушистые головки золотого шара. Предлагает найти и показать красные цветы, желтые, большие и маленькие цветы. Если дети затрудняются, следует предлагать отыскать такой же цветок, какой в руках взрослого. Можно использовать дидактическое упражнение на закрепление новых названий: «Покажи дерево», «Найди цветок», «Принеси листик» и т. д.

Овощи, фрукты. Показать такие огородные культуры, как морковь, помидор, огурец, капуста. Обратить внимание на цвет помидора и огурца, предложить попробовать на вкус, а затем по просьбе взрослого найти и выбрать названный овощ. Таким же образом знакомить детей с фруктами: яблоками, грушами, сливами.

Наблюдения за животными
Кролик. Детям полутора-двух лет воспитатель может показать кролика, держа его на руках, предложить погладить животное. Взрослый уточняет его особенности: ушки длинные, шерстка мягкая, хвостик маленький, коротенький. Дети наблюдают, как кролик ест морковку, капусту, вместе со взрослым отмечают его действия: прыгает, грызет морковку.

Кошка. При знакомстве с кошкой дети 1 г.—1 г. 6 мес. следят за действиями взрослого (гладит, угощает), повторяют вслед за ним: «Киса, пей молоко!» По предложению взрослого ребенок показывает уши, лапы, голову, хвост животного. Дети 1 г. 6 мес.— 2 лет, поглаживая кошку, вслед за ним повторяют: «Ушки, лапки, хвостик и т. д.». Взрослый поясняет: «Кошка (киса) спит, умывается, пьет молочко». Дети повторяют эти слова.

Курица, петух. Когда дети следят за действиями птиц, взрослый предлагает повторить: «Петя! Ко-ко-ко!» Дети старше полутора лет уже могут ответить на вопросы: «Как кричит (поет) петушок?», «Как отзывается курочка?» Слушают небольшие стихотворения, потешки про петушка, курочку.

Наблюдения за трудом взрослых
С детьми от полутора до двух лет систематически проводятся наблюдения за трудом дворника. Воспитатель объясняет его действия: сгребает листья, подметает дорожки. Дети могут по предложению взрослого подмести часть дорожки, сгребая осенние листья, или собрать их в определенное место.

Со всеми детьми второго года жизни целесообразно проводить экскурсии по участку. Останавливаясь у клумбы, песочницы, качелей, у веранды, воспитатель объясняет их назначение, затем предлагает: «Покажи, где у нас растут цветы» и т. д.


Новости и советы мамочкам.