Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. В связи с этим в системе всего педагогического процесса развитию речи и расширению ориентировки в окружающем должно быть уделено особое внимание. Решение этой задачи осуществляется не только на занятиях, но и в ходе всех режимных процессов, в повседневном общении.

В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. На фоне развития понимания речи взрослых начинает формироваться активное подражание их действиям и словам. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку социального опыта и руководства его поведением.
Общие задачи развития речи детей второго года жизни — развивать понимание речи, способность подражания, накапливать словарь, развивать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии второго года разное.

В работе с детьми до 1 г. 6 мес. на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Детей учат понимать слова, обозначающие людей, предметы (одежда, мебель, посуда и т. д.), элементарные действия, а также простейшие фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит понимать смысл поручений и выполнять их.

В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания. Необходимо формировать у детей умение подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова они должны воспроизводить не только после того, как услышат в речи взрослого, но и по собственной инициативе.

С 1 г. & мес. основной задачей является развитие у детей активной речи, продолжается развитие понимания речи взрослого. Их необходимо учить понимать названия малознакомых или совсем незнакомых предметов, явлений, событий, действий, происходящих не только в непосредственно близком, но и более далеком окружении (в саду, во дворе, на улице), а также понимать названия признаков предметов, выполнять поручения и т. д.

В активной речи отмечается значительное расширение словарного запаса: дети начинают употреблять все те слова, которые ранее научились понимать. Важным является обучение детей составлению предложений из трех и более слов. Необходимо, развивая речь как основное средство общения с окружающими, учить детей обращаться по различным поводам к взрослым и сверстникам, задавать вопросы, передавать ранее полученные впечатления (увиденное, услышанное) несколькими словами и простыми фразами.

Сказанное позволяет сделать вывод, что как в понимаемой так и в активной речи ребенка происходят существенные изменения на протяжении второго года. Поэтому, разговаривая с детьми, воспитатель обязательно должен учитывать их речевые возможности, обусловленные возрастом и индивидуальным развитием, специфику так называемых микропериодов речевого развития детей.

Эти изменения можно проследить, начиная с конца первого года. Так, например, период до 1 г. 2 мес. характеризуется тем, что дети в основном совершенствуют те умения, которые приобрели к году. Они начинают не только находить предметы по просьбе взрослого, но и узнавать их в изображении. Активная речь их состоит в основном из лепетных слов. К 1 г. 3 мес.— 1 г. 4 мес. происходит быстрое формирование понимания названий предметов и действий. Идет формирование одной из важнейших функций речи — обобщения: малыш по слову взрослого объединяет однородные предметы, еще не умея их называть.


Новости и советы мамочкам.