Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи
Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. В связи с этим в системе всего педагогического процесса развитию речи и расширению ориентировки в окружающем должно быть уделено особое внимание. Решение этой задачи осуществляется не только на занятиях, но и в ходе всех режимных процессов, в повседневном общении.В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. На фоне развития понимания речи взрослых начинает формироваться активное подражание их действиям и словам. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку социального опыта и руководства его поведением.
Общие задачи развития речи детей второго года жизни — развивать понимание речи, способность подражания, накапливать словарь, развивать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии второго года разное.
В работе с детьми до 1 г. 6 мес. на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Детей учат понимать слова, обозначающие людей, предметы (одежда, мебель, посуда и т. д.), элементарные действия, а также простейшие фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит понимать смысл поручений и выполнять их.
В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания. Необходимо формировать у детей умение подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова они должны воспроизводить не только после того, как услышат в речи взрослого, но и по собственной инициативе.
С 1 г. & мес. основной задачей является развитие у детей активной речи, продолжается развитие понимания речи взрослого. Их необходимо учить понимать названия малознакомых или совсем незнакомых предметов, явлений, событий, действий, происходящих не только в непосредственно близком, но и более далеком окружении (в саду, во дворе, на улице), а также понимать названия признаков предметов, выполнять поручения и т. д.
В активной речи отмечается значительное расширение словарного запаса: дети начинают употреблять все те слова, которые ранее научились понимать. Важным является обучение детей составлению предложений из трех и более слов. Необходимо, развивая речь как основное средство общения с окружающими, учить детей обращаться по различным поводам к взрослым и сверстникам, задавать вопросы, передавать ранее полученные впечатления (увиденное, услышанное) несколькими словами и простыми фразами.
Сказанное позволяет сделать вывод, что как в понимаемой так и в активной речи ребенка происходят существенные изменения на протяжении второго года. Поэтому, разговаривая с детьми, воспитатель обязательно должен учитывать их речевые возможности, обусловленные возрастом и индивидуальным развитием, специфику так называемых микропериодов речевого развития детей.
Эти изменения можно проследить, начиная с конца первого года. Так, например, период до 1 г. 2 мес. характеризуется тем, что дети в основном совершенствуют те умения, которые приобрели к году. Они начинают не только находить предметы по просьбе взрослого, но и узнавать их в изображении. Активная речь их состоит в основном из лепетных слов. К 1 г. 3 мес.— 1 г. 4 мес. происходит быстрое формирование понимания названий предметов и действий. Идет формирование одной из важнейших функций речи — обобщения: малыш по слову взрослого объединяет однородные предметы, еще не умея их называть.