Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Воспитание привычек и первых навыков культуры поведения

Формирование у ребенка той или иной привычки начинается с обучения его соответствующему навыку. Приобретенная привычка становится своего рода потребностью делать так, а не иначе. На основе привычек формируются черты характера. Так, воспитывая у ребенка привычку поддерживать порядок в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, воспитатель закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность.

На втором году жизни ребенок еще не в состоянии осмыслить многие правила и нравственные нормы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усвоив под руководством воспитателя необходимые привычки, он поступает в соответствии с ними.

Обучая детей тому или иному навыку, воспитатель должен показать, как выполнить действие. При этом он учит воспроизводить сначала каждый элемент действия в отдельности. Дети второго года жизни еще недостаточно владеют речью, поэтому показ имеет особо важное значение. В первое время надо следить, чтобы ребенок все делал правильно и тщательно. Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык.

Важно позаботиться о том, чтобы предлагаемое ребенку задание было посильным, соответствовало возрастным возможностям и достигнутому уровню развития. Вместе с тем существует опасность опоздания в формировании навыка.

Успех в обучении маленького ребенка во многом зависит от его заинтересованности, так как все его поведение носит преимущественно непроизвольный характер, строится на интересе к выполняемому заданию. То, что привлекает ребенка, что радует его, ново, выполняется охотно и поэтому успешнее.

Для закрепления навыка необходимо постоянно соблюдать одну и ту же последовательность выполнения операций, входящих в его состав. Например, для того чтобы научить ребенка одеваться, надо сказать ему, что сначала следует надеть трусы, нижнюю рубашку, колготы, а потом платье и обувь. Соблюдение этой последовательности при одевании имеет и гигиеническое значение: садиться на стул ребенок должен после того, как наденет трусы, и только после этого обуваться.

Чем большим числом навыков ребенок уже овладел, тем легче приобретаются им новые, в особенности те, которые в чем-то сходны с приобретенными ранее. С овладением навыками возрастает общая умелость и сама способность к обучению, поэтому необоснованное ограничение ребенка в посильном проявлении самостоятельности задерживает его развитие.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его в определенных, одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку и требуют от него, чтобы он делал это всякий раз после игры с ними, то постепенно у него закрепится привычка и он не оставит кубики разбросанными, а, поиграв, сложит их без напоминания взрослых.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение, похвала, одобрение. В воспитании навыков и привычек не должно быть муштры. Для закрепления многих из них целесообразно использовать игру. Например, предлагая ребенку надеть кукле платье, ботинки, тем самым закрепляют у него навык одевания. Или, предлагая малышу помыть кукле руки перед ее кормлением, закрепляют у него самого эту важную привычку.


Новости и советы мамочкам.