Режим и его значение в жизни детей
При проведении того или иного режимного процесса воспитатель должен: своевременно и полностью удовлетворять органические потребности детей; воспитывать положительное отношение к любому из процессов; развивать и совершенствовать движения, речь, ориентировку в окружающем; систематически и планомерно прививать детям культур но-гигиенические навыки; воспитывать привычки культуры поведения и положительные взаимоотношения с детьми и взрослыми; развивать самостоятельность ребенка, предоставляя ему возможность участвовать в самообслуживании, прививать первоначальные трудовые навыки.
Правильное проведение режимных процессов является условием не только полноценного физического развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного, глубокого сна.
При проведении режимных процессов следует осуществлять принципы последовательности и постепенности. Принцип последовательности выражается в том, что взрослые прививают детям с раннего возраста навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке. Например, при переходе от игры к обеду ребенок вначале убирает игрушки на место, моет руки и только после этого садится за стол. Выработка положительных привычек — важное условие для формирования характера.
Принцип постепенности осуществляется в постепенном привлечении детей малыми группами к выполнению того или иного режимного процесса (чем меньше дети, тем меньше группа). Это обусловлено особенностями детей раннего возраста, так как они не могут долго ждать, возбуждаются, начинают капризничать, если возникает скученность (в туалетной, приемной), однообразие и монотонность ситуаций. Принцип постепенности помогает воспитателю уделить максимум внимания каждому малышу, направить его действия, вовремя помочь. Он способствует осуществлению планомерной работы с детьми.
Осуществление в работе с детьми принципов последовательности и постепенности предусматривает соблюдение определенных правил:
- Каждый из режимных процессов должен проходить на фоне игры: осуществляя с малышами одной подгруппы ряд последовательных действий в том или ином режимном процессе, взрослый следит за другими играющими детьми.
- При проведении того или иного режимного процесса вначале приглашается подгруппа детей самых маленьких, ослабленных. В эту же подгруппу подбираются и дети возбудимые, не владеющие навыками, медлительные и т. д., т. е. учитываются индивидуальные особенности.
- Осуществление принципов последовательности и постепенности предусматривает единство требований со стороны взрослых и в дошкольном учреждении, и дома.
Методика проведения режимных процессов включает следующие приемы:
- Создание у детей предварительной установки на данный процесс. Например, дети увлеченно играют, а их следует уже приглашать на обед. Воспитатель обращается к играющим: «Видите, уже няня принесла нам обед. Давайте собирать игрушки, а потом вымоем руки и сядем кушать!»
- Осуществление того или иного режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Воспитатель, сопровождает свои действия неторопливой речью. Например, при одевании на прогулку обращается к малышу: «Не слушается кофточка? Давай я тебе помогу!»
- При проведении любого режимного процесса у ребенка следует формировать уверенность, в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, если будет стараться. Воспитатель обязательно должен порадоваться нозому достижению ребенка.
Необходимо следить за регулярностью физиологических отправлений детей. Как правило, малышей проводят в туалет по 3—4 человека одновременно перед прогулкой и после нее, перед сном и после него. Во время бодрствования взрослый внимательно следит за их состоянием, подмечая в поведении каждого ребенка характерную потребность. Такая потребность обычно возникает у ребенка приблизительно через 1,5—2 ч. Недопустимо оставлять детей в туалетной комнате без присмотра.