Воспитание детей второго года жизни организация жизни и воспитание
Во второй группе раннего возраста детей, как правило, распределяют на две возрастные подгруппы: от 1 г. до 1 г. 6 мес. и от 1 г. 6 мес. до 2 лет. Режим этих подгрупп должен охватывать временной период от утреннего подъема до укладывания на ночной сон. При составлении его учитываются следующие факторы: общая продолжительность сна в сутки; количество дневных периодов сна и продолжительность каждого из них; число кормлений данной возрастной подгруппы с учетом перерывов между ними; длительность каждого отрезка бодрствования, начиная с момента пробуждения ребенка.Правильное комплектование группы по возрасту, по количеству детей является одним из условий нормальной, качественной работы. Рациональным можно считать следующее комплектование: детей от 1 г. до 1 г. 6 мес. должно быть 8—9 человек (первая подгруппа); детей от 1 г. 6 мес. до 2 лет должно быть 12—13 человек (вторая подгруппа). Таким образом, посещая одну группу, дети первого и второго полугодия живут по разным режимам. Это позволяет, во-первых, организовать жизнь детей с учетом их возрастных особенностей; во-вторых, осуществить полноценный уход за ними; в-третьих, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Немногочисленный состав подгруппы позволяет значительно разнообразнее организовать жизнь детей. Например, улучшаются возможности для движений, у воспитателя появляется больше времени для общения с каждым из них. Это важно и для организации предметно-игровой деятельности, для охраны нервной системы, так как позволяет избежать эмоциональных перегрузок и т. д. Не имея достаточно развитых навыков самостоятельности, дети второго года жизни нуждаются в постоянной помощи взрослого, что легче осуществить в условиях малой подгруппы.
Постепенно, по мере роста и развития, детей переводят с одного режима на другой. Основанием для такого перевода являются хорошее состояние здоровья, полноценный сон, уровень физического и нервно-психического развития малыша. Критериями оценки считаются благоприятная динамика физического и психического развития, устойчивость к простудным заболеваниям. При этом учитываются росто-весовые показатели, эмоциональное состояние ребенка, развитие речи, совершенствование навыков ходьбы.
В дошкольном учреждении и дома наблюдают за состоянием, поведением, аппетитом, настроением малыша, а затем уже делают заключение о возможности перевода на другой режим. Если ребенок трудно переносит новый режим, то на 2—3 недели его переводят на привычный режим, а затем делают вторичную попытку.