Разные дети, разные характеры
Дети с сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения (условно назовем их уравновешенными) отличаются преобладанием спокойного поведения, положительных эмоций. Если такого ребенка воспитывают правильно, он спокоен, весел, плачет редко и только по существенной причине, а при ее устранении быстро успокаивается. Сон у таких детей глубокий, засыпают они быстро, могут спать и при небольшом шуме. Они безболезненно привыкают к режиму дня, к новой пище. Аппетит у них устойчив. Ребенок не боится новых людей. Подрастая, легко вступает в контакт со сверстниками, что благоприятствует формированию у него общительности.У детей этого типа в одинаковой мере имеются предпосылки для развития интереса как к подвижным, так и к спокойным играм и занятиям. Например, с 7—8 мес. они могут подолгу и сосредоточенно складывать колечки в ведерко, позднее — надевать их на стержень, а на втором году жизни по нескольку раз, не отвлекаясь, собирают и разбирают башенку и с неменьшим желанием играют в догонялки. Воспитателям, как правило, легко с такими детьми. Но если в группе или дома нарушают основные правила воспитания, режим дня, ребенок, по природе уравновешенный, может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.
Иначе ведут себя дети, у которых процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам: то в пределах нормы, то ниже ее. При приближении времени кормления такие младенцы проявляют большую нетерпеливость. Нередко они просыпаются раньше времени приема пищи и громко, безутешно плачут. Если воспитатель убедился, что ребенок не выдерживает систематически промежутка между кормлениями, нужно немного его сократить. В противном случае ребенок, наплакавшись, устает, поэтому плохо ест и ему трудно дождаться следующего кормления. Таких детей особенно важно кормить в спокойной обстановке, так как они легко отвлекаются. Следует учитывать, что легковозбудимые дети большие объемы пищи съедают утром и вечером. Сон их неглубокий, чуткий: малейший шум в комнате, где спит малыш, даже негромкий разговор, может разбудить его. Перед тем как заснуть, малыш долго вертится в кровати, а во время сна часто поворачивается с боку на бок. Таких детей воспитатель укладывает в наиболее спокойной части спальни.
Характерно проявление чувств у детей этого типа: и радость и недовольство выражают бурно, быстро переходят от одного состояния к другому. Они активны, подвижны, живо реагируют на игрушки. Природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения, быстроты. Учитывая это, воспитатель должен с самого начала воспитывать у ребенка умение сосредоточенно, спокойно заниматься игрушками, наблюдать за окружающим. Занятия с различными сборно-разборными игрушками, рассматривание Картинок, а в конце года — рисование и лепка помогают воспитанию у ребенка терпения, желания и умения довести начатое дело до определенного результата.
Воспитатель, однако, не должен навязывать ребенку занятия вопреки его желанию. Это может привести лишь к обратному результату — отказу от предлагаемого занятия, образованию отрицательного отношения к нему. Своей заинтересованностью, эмоциональностью воспитатель может вызвать у ребенка желание подражать тем действиям, которые показывает сам. Если специально не заниматься с такими очень подвижными детьми и не заботиться о развитии усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность, отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний, умственному их развитию.
Характерное для этих детей бурное выражение чувств полезно иногда умерять, это приучает к сдержанности. Общаться с ребенком надо спокойно, ровным тоном, избегать шумных забав, развлечений, которые могут вызвать бурный восторг. Не следует злоупотреблять запретами, чтобы не перенапрягать нервную систему, однако слово «нельзя» дети этой категории, как и другие, должны усвоить уже к концу первого года жизни.