Физическое развитие детей третьего года жизни
Учить детей согласовывать свои движения с движениями других детей, менять направление, характер движения в соответствии с сигналом во время ходьбы и бега. Привлекать к упражнениям в подпрыгивании и прыгании с места, отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь. Упражнять детей в ползании, лазанье, действиях с мячом, а также построении и перестроении. Содействовать формированию умения сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку, укреплять стопу.
Упражнения в основных движениях.
Упражнения в ходьбе. Ходить стайкой за воспитателем в заданном направлении, меняя направление, обходя предметы; парами, по кругу, взявшись за руки. Переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе. Делать приставные шаги вперед и в стороны.
Упражнения в беге. Бегать за воспитателем, убегать от него, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Догонять катящиеся предметы, пробегать между двумя линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 30—25 см). Бегать непрерывно в течение 30—40 с. Пробегать медленно до 80 м.
Упражнения в прыжках. Подпрыгивать: на месте на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, стараясь коснуться предмета, находящегося выше поднятых рук.
Перепрыгивать через линию, веревку, положенную на пол; через две параллельные линии (расстояние от 10 до 30 см). Прыгать с места на двух ногах как можно дальше. Спрыгивать с предметов высотой 10—15 см.
Упражнения в катании, бросании, ловле. Собирать предметы, переносить и класть их в определенное место. Катать мячи одной рукой и двумя: воспитателю, под дугу, друг другу, продвигаясь за катящимся предметом. Бросать мяч вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Бросать мяч двумя руками воспитателю; стараться ловить мяч, брошенный воспитателем (расстояние 50— 100 см). Перебрасывать мяч через ленту, натянутую на уровне груди ребенка (расстояние 1 —1,5 м). Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки и др.) в горизонтальную цель (расстояние 1 м) двумя руками, правой и левой рукой; бросать вдаль правой и левой рукой.
Упражнения в ползании, лазанье. Проползать на четвереньках 3—4 м; подлезать под препятствия высотой 30—40 см. Перелезать через лежащее на полу бревно. Лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз удобным для ребенка способом.
Упражнения в равновесии. Пройти: по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2—3 м); по извилистой дорожке; по шнуру, положенному прямо, зигзагом, по кругу по доске, приподнятой одним концом от пола на высоту 15—20 см; по гимнастической скамейке, по бревну со стесанной поверхностью; по гимнастической скамейке на четвереньках. Перешагивать через препятствия высотой 10—15 см, из обруча в обруч, с ящика на ящик. Взойти на табурет (высотой 25 см), скамейку, постоять на них, держа руки в стороны, сойти. Подниматься на носки и снова опускаться на всю ступню. Медленно кружиться на месте.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для рук и плечевого пояса. Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; сгибать и разгибать руки; скрещивать руки перед грудью и разводить их в стороны; отводить руки назад за спину. Хлопать в ладоши перед собой, над головой.
Размахивать руками вперед-назад (из положения руки вниз), вниз-вверх (из положения руки в стороны); помахивать руками над головой и перед собой.
Упражнения для ног. Ходить на месте. Делать шаги вперед, в сторону, назад. Сгибать и разгибать одну ногу в колене (стоя на другой). Приседать, держась руками за опору. Приподниматься на носки, выставлять ногу вперед на пятку; шевелить пальцами ног.
Упражнения для туловища. Поворачиваться вправо-влево, свободно размахивая руками, передавая предмет рядом стоящему, сидящему. Наклоняться вперед, в стороны. Сидя на полу, сгибать и разгибать ноги. Лежа на спине, поднимать и опускать ноги; двигать одновременно\" руками и ногами. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься. Лежа на животе, приподнимать ноги и руки; поворачиваться с боку на бок.
Построение и перестроение
Строиться в круг подгруппами и всей группой с помощью воспитателя, строиться в пары. Вставать друг за другом.
Подвижные игры и игровые упражнения
Игры с ходьбой и бегом: «К куклам в гости», «По тропинке», «Кто тише», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Принеси предмет», «Птички летают».
Игры с ползанием: «Доползи до погремушки», «В воротики», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Обезьянки».
Игры с бросанием и ловлей мяча: «Мяч в кругу», «Лови мяч», «Попади в воротики», «Целься вернее».
Игры с подпрыгиванием: «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички летают», «Через ручеек».
Игры на ориентировку в пространстве: «Где звенит?», «Найти флажок».
Игры с разнообразными движениями и пением: «Поезд», «Заинька», «Флажок».