Художественная литература для детей третьего года жизни
Развивать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость к содержанию художественных произведений, к иллюстрациям в книге. Формировать умение слушать внимательно, не отвлекаясь, небольшое стихотворение, потешку, сказку, рассказ, отвечать на вопросы по их содержанию. Учить повторять простейшие потешки, короткие стихи.
I квартал
Чтение и рассказывание детям. Учить детей понимать содержание, следить за развитием действия в рассказе («Пошла Катя поутру...» Л. Толстого), русской народной сказке («Теремок»); эмоционально воспринимать интонации потешек: ласковые («Водичка, водичка...»), задорные, игровые («Ладушки»), радостные («Споем мы дружно песню» 3. Александровой), выражающие сочувствие («Игрушки» А. Барто).
Выразительное чтение. Формировать умение проговаривать за воспитателем строчки потешек, выражая радость, сочувствие персонажам; выполнять игровые действия, разыгрывая сказку («Репка»), потешку («Чики-чики-кички»).
II квартал
Чтение и рассказывание детям. Учить детей следить за появлением персонажей (сказка «Колобок»), их взаимодействиями («Поезд» Я. Тайца); радоваться встрече с персонажем («Наша Маша маленькая...», «Как у нашего кота»); слышать напевность («Привяжу я козлика»); лукавые интонации («Кисонька-мурысенька»); чувствовать радость прихода зимы («Снег» А. Барто); понимать контрастные образы («Котик и козлик» В. Жуковского).
Выразительное чтение. Побуждать повторять знакомые потешки, участвовать в играх по несложным сюжетам, используя игрушки («Курочка ряба», «Курочка рябушечка»), эмоционально и выразительно повторяя слова персонажей.
III квартал
Чтение и рассказывание детям. Побуждать детей сопереживать события, сочувствовать персонажам (сказка «Козлятки и волк», рассказ «У Розки были щенки» Л. Толстого); эмоционально воспринимать ритмичные игровые повторы («Ай, тюшки-тюшки»), сюжеты потешек со многими персонажами («Травка-муравка»), веселой игры («Солнечные зайчики» А. Бродского), первомайского праздника («Праздник» Я. Тайца; «Флажок» О. Высотской).
Выразительное чтение. Учить детей говорить наизусть короткие потешки («Баю-бай»), выражать чувство радости в стихах о празднике («Флажок» А. Барто).
IV квартал
Чтение и рассказывание детям. Развивать у детей устойчивый интерес к чтению взрослым потешек, стихов, рассказов, к рассказыванию сказок, показу книг. Учить эмоционально воспринимать и понимать содержание, элементарно отражать в играх образы персонажей — курочки, петушка, киски.
Выразительное чтение. Побуждать детей говорить знакомые потешки, стихи не спеша, внятно. Учить разыгрывать простейшие сюжеты знакомых произведений.