Формирование игровой способности у детей третьего года жизни
Формировать способы игровой деятельности: умение выполнять игровые действия с игрушками, объединенные несложным сюжетом, самостоятельно подбирать 1—2 предмета для игры, умение занять себя игрой, сосредоточенно действовать с игровым материалом в соответствии с образцом и простыми правилами в подвижных и дидактических играх. Приучать убирать игрушки на место, складывать строительный материал с помощью взрослого.
Побуждать детей сравнивать игрушки по размеру, цвету, правильно называть предметы, которые употребляются в игре, некоторые формы строительного материала (кубики, кирпичики). В играх с песком, водой, снегом закреплять знания детей о свойствах этих материалов.
Способствовать развитию основных движений (ходьба, бег, бросание, прокатывание).
Формировать умение играть не только рядом, но и вместе с другим ребенком, доброжелательно относиться к игре сверстников: уметь играть вместе, понимать, что нельзя мешать другим детям. Развивать положительное эмоциональное общение детей друг с другом. Приучать участвовать в элементарных совместных играх, организуемых воспитателем.
Сюжетно-ролевые игры. В совместной с воспитателем игре учить детей действовать с предметами и игрушками, включать новые эпизоды в знакомый сюжет. Подбирать с помощью взрослого игрушки для своих игр. Переносить знакомые действия с игрушками в различные игровые ситуации. Способствовать развитию игры путем постановки наводящих вопросов:
«Кукла поела. Что она будет делать дальше? Где салфеточка? Не хочет ли кукла спать?» и т. д.
Побуждать детей создавать постройки из строительного материала (кирпичики, кубики, пластины) для развития сюжета игры. Предоставлять материалы, которые могут быть использованы детьми как пред- меты-заместители. Поощрять речевые высказывания.
Формировать у детей простейшие формы ролевого поведения: побуждать действовать в соответствии с определенной ролью (мама, шофер, доктор); отображать простейшие образные действия некоторых персонажей (быть зайчиками и попрыгать, как зайчики); связывать ряд действий с названием роли, подбирать атрибуты для обозначения роли. Учить использовать в качестве партнера по игре куклу, превращать игрушку в действующий персонаж (полаять за собачку, покукарекать за петушка, перемещать их: собачка убежала, птичка улетела и т. п.). Поощрять взаимодействие детей в игре.
Подвижные игры. Поддерживать желание детей играть в подвижные игры. Активизировать их с помощью различных игровых упражнений. Привлекать к совместной игре, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями, объединяя детей сначала в небольшие группки, а затем включая в игру всех детей одновременно. Постепенно вводить в игру с более сложными правилами и сменой видов движений, выполнением ролей.
Дидактические игры. Дидактические игры с игрушками и настольно-печатным материалом являются важным средством организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни. Эти игры служат закреплению навыков разнообразных действий с предметами в соответствии с их особенностями. Поэтому необходимо проводить игры для развития ориентировки в цвете, форме, величине предметов, способствующие развитию внимания, мышления, полноценного восприятия, воображения, мелкой моторики рук ребенка.
Целесообразно использовать игры с разборными игрушками (матрешки, пирамидки, бочонки, шары), с разрезными картинками из двух частей (с 2,5 лет), игры «Ку-ка-ре-ку» (автор В. Федяевская), «Парные картинки», «Большие и маленькие», «Сделай, что нужно», «Узнай, кто говорит», «Скажи, что спрятали». Создавать условия для усвоения детьми действий с предметами-орудиями: забивать втулки и завинчивать винты на игрушечном верстаке, вылавливать игрушечной удочкой пластмассовых рыбок. Использовать дидактические игрушки, требующие участия в игре двоих детей.
Музыкально-дидактические игры. Учить детей воспринимать высоту звуков в пределах октавы (до1— до2); различать по тембру два музыкальных инструмента (дудочка и барабан); передавать в хлопках различную силу звука (тихое и громкое звучание); ударять в бубен, отмечая сильные доли такта.