Воспитание и развитие речи у детей третьего года жизни
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Приучать детей есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, выходить из-за стола только после окончания еды, тихо задвигать за собой стул, благодарить.
Учить детей засучивать рукава при умывании, мыть руки и лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, сухо вытирать руки и лицо полотенцем, вешать его на место; пользоваться носовым платком по мере надобности.
Воспитание навыков культуры поведения и положительных взаимоотношении
Учить детей здороваться и прощаться с воспитателем, няней своей группы; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); отвечать на вопросы взрослого.
Формировать у детей первичный практический опыт морального поведения в окружении сверстников. Побуждать проявления внимания и сочувствия, желания уступить, поделиться, помочь. Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям грубости, жадности.
Учить соблюдать правила культурного поведения на улице, в детском саду и дома (говорить спокойным естественным голосом, вытирать при входе в помещение ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате и пр.). Вызывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка, учить быть внимательными к указаниям взрослых, охотно выполнять их просьбу.
Сенсорное воспитание
Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Побуждать их выполнять действия, направленные на совершенствование восприятия: учитывая различные сенсорные свойства и качества предметов, разбирать и правильно собирать кубы-вкладыши, пирамиды, матрешки, проталкивать предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирать к коробкам разной формы и величины крышки и т. д.
Развитие речи
В процессе умывания, одевания, укладывания на сон, подъема после сна и т. п. привлекать детей к выполнению несложных поручений, данных в словесной форме, вовлекать в разнообразные формы речевого общения: побуждать отвечать на вопросы взрослых, сверстников, обращаться с вопросами к окружающим, вступать с ними в разговор. Предлагать детям повторять потешки и простейшие стихотворения.