Общеразвивающие упражнения и игры для детей шестого года жизни
Упражнения для рук и плечевого пояса. Принимать положения: руки перед грудью, руки к плечам (локти опущены, локти в стороны). Из первого положения разводить руки в стороны, выпрямлять вперед, разгибая руки в локтях; из второго — поднимать руки вверх, разводить в стороны ладонями вверх. Из положения руки за голову разводить руки в стороны, поднимать вверх. Поднимать руки вперед- вверх со сцепленными в замок пальцами (кисти поворачивать внутрь тыльной стороной). Поднимать обе руки вверх-назад попеременно и одновременно. Поднимать и опускать кисти, сжимать и разжимать пальцы.
Упражнения для ног. Переступать на месте, не отрывая от опоры носков ног. Приседать несколько раз подряд, с каждым разом все ниже; поднимать прямую ногу вперед махом. Делать выпад вперед в сторону, держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх. Захватывать предметы пальцами ног; приподнимать и опускать; перекладывать или передвигать их с места на место. Переступать приставными шагами в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку, канат.
Упражнения для туловища. Встать к стенке без плинтуса, прижаться к ней затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками, поднимать руки вверх и опускать их вниз. Прижавшись спиной к гимнастической стенке, взяться руками за рейку (на уровне бедер), поочередно поднимать согнутые и прямые ноги. Стоя лицом к гимнастической стенке, взяться руками за рейку на уровне пояса, наклоняться вперед, прогибаясь. Поворачиваться, разводя руки в стороны из положения перед грудью, за голову. Наклоняться вперед, стараясь коснуться пола ладонями, поднимая за спиной сцепленные руки. Держа руки вверх, наклоняться в стороны. Принимать упор присев; из упора присев переходить в упор присев на одной ноге, отводя другую в сторону. Стоя на коленях, садиться на пол справа и слева от колен. Лежа на спине, двигать ногами, скрещивая их; подтягивать голову, ноги к груди — группироваться. Лежа на животе, упираясь руками, выпрямлять их, приподнимая голову и плечи.
Подтягиваться на руках на гимнастической скамейке.
Построения и перестроения
Самостоятельно строиться в колонну, шеренгу, в две колонны, парами, в два и более кругов. Перестраиваться из одной колонны в несколько (3—4). Делать повороты влево и вправо переступанием. Равняться в колонне в затылок, в шеренге — по линии, по носкам. Размыкаться в колонне на вытянутые руки, вперед, в шеренге и в кругу — на вытянутые руки в стороны.
Подвижные игры
Игры с бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы — веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».
Игры с прыжками: «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков», «Классы».
Игры с ползанием и лазаньем: «Кто скорее до флажка», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».
Игры с метанием: «Охотники и зайцы», «Брось за флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».
Игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Перенеси мяч, не задев кегли», «Забрось мяч в кольцо».
Дорожка препятствий. Выполнять после-4\"• довательно следующие задания: добежать, подлезть, пройти, сохраняя равновесие, спрыгнуть, вернуться на место.