Музыкальное развитие детей шестого года жизни (III-IV квартал)
III квартал
Слушание музыки. Учить воспринимать и различать средства музыкальной выразительности: ласковую, напевную мелодию, передающую чувство любви, лирическую, плавную мелодию в темпе вальса («Вальс» Д. Кабалевского); воспринимать программный характер и средства выразительности трех вариаций, передающих образы шагающих «пионеров», «игрушечных солдатиков», «солдат» («Походный марш» Д. Кабалевского); воспринимать танцевальный характер пьесы, различать динамические оттенки (громко — тихо) («Тамбурин» В. Агафонникова); отмечать части пьесы в соответствии с динамическими и темповыми изменениями («Неаполитанская песенка» П. Чайковского), поэтическое настроение пьесы, ясную фразировку, динамические и темповые изменения («Вечерняя сказка» А. Хачатуряна).
Пение. Упражнения для развития слуха и голоса: петь напевно, плавно («Ходит зайка по саду», рус. нар. песня); петь легко, подвижно («Сорока-сорока», рус. нар. песня); различать высокий и низкий звуки в пределах терции («Спите, куклы» Е. Тиличеёвой); различать движение мелодии вверх и вниз («Лесенка» Е. Тиличеевой).
Пение песен: учить передавать светлое, мягкое, но подвижное звучание; радостный, веселый характер («Праздничная» Л. Сидельникова); исполнять с воодушевлением, легко, оживленно, в припеве подчеркивая акценты, выдерживая паузы, усиливая звучание. Весело, задорно — в соответствии слов с музыкой выполнять движения («Вот так» А. Малдыбаева, перевод Северцева); весело («Песенка друзей» В. Герчик); передавать характер, меняя на плавный («Песенка о весне» Г. Фрида).
Песенное творчество. Побуждать к импровизации, используя слова песни или слоги «ляля», «ту-ту», музыкальные вопросы и ответы («Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера).
Музыкально-ритмические движения. Упражнения: учить выполнять легкий бег («Гавот» Ф. Госсека); бег с подъемом коленей («Всадники и упряжки» В. Витлина); спокойный шаг (первая часть), дробный шаг (вторая часть) с одновременным кружением («Возле речки, возле моста», рус. нар. мелодия, обраб. А. Новикова); прямой галоп («Всадники и упряжки» В. Витлина); перестраиваться на запев и припев («Шла колонна» Н. Леви); отмечать движением сильную долю такта («Передача платочка» Т. Ломовой), сменой движений рук — плавный подъем (первая часть) и энергичное встряхивание кистями (вторая часть) («Пьеса» Ф. Лещинской).
Игры. Учить двигаться спокойно, в небыстром темпе (первая часть), изменять характер движений на быстрый, оживленный, точно выполнять ритмический рисунок («Ловушка», рус. нар. мелодия, обраб. Л. Си- дельникова); передавать изящный характер танца («Парный танец» Е. Тиличеевой); точно исполнять ритмический рисунок, различные элементы танца («Танцуйте, как я» В. Золотарева); менять направление движения на легком беге, отмечать сильные доли ударом в бубен («Игра с бубном», польск. нар. мелодии, обраб. В. Агафонникова); ходить ритмично, делать остановку в конце музыкальных фраз («Бери флажок», венг. нар. мелодия, обраб. Е. Туманян).
Танцы и хороводы. Учить передавать характер шуточных, веселых движений матрешек в частушка («Мы веселые матрешки» Ю.Слонова).
Танцевальное творчество. Побуждать плясовые движения («Придумай пляску», рус. нар. мелодия, «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обраб. Е. Тиличеевой).
Игра на детских музыкальных инструментах. Приучать слушать в исполнении взрослых на металлофонах, маракасах народные мелодии; исполнять на металлофоне и сопровождать своим пением песню («Сорока-сорока», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Попатенко); на металлофоне и треугольнике («Ослик» С. Урбаха); исполнять две партии металлофонов поочередно в первой октаве, следить за точным вступлением («Спать пора, мишка» В. Агафонникова).
IV квартал
Учить детей узнавать знакомые произведения, воспринимать их и составлять «программу» из любимых произведений.
Побуждать петь считалки («Заяц белый», «Я куплю себе дуду» В. Агафонникова); петь знакомые песни (игровые, хороводные); усваивать мелодии новых песен («Песня солнышку» В. ИванниКова; «Мы на луг ходили» А. Филиппенко).
Побуждать вспоминать и исполнять знакомые игры и танцы; двигаться самостоятельно под свое пение в дидактических играх («Догадайся, кто поет?», «Два барабана», «Кулачки и ладошки», «Бубен или погремушка» Е. Тиличеевой); играть в детские народные игры («Гори, гори ясно», рус. нар. мелодия), водить
хороводы и инсценировать их движениями («Как пошли наши подружки», рус. нар. мелодия, обраб. И. Иорданского; «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова).