Развитие элементарных математических представлении у детей шестого года жизни
Формировать представление о числах и отношениях между последовательными числами в пределах 10.
I квартал
Количество и счет. Формировать у детей представление о числах до 7 на основе действий со множеством и измерения с помощью условной меры; считать в пределах 7; различать и находить цифры от 0 до 7.
Учить порядковому счету в пределах 7, различению количественного и порядкового счета, умению правильно отвечать на вопросы «Сколько? Который, какой по счету?».
Величина. Учить детей с помощью условной меры определять величину (длину, ширину, высоту) предметов и объем жидких и сыпучих тел.
Геометрические фигуры. Учить различать и называть овал и круг. Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) и тел (шар, куб, цилиндр).
Ориентировка в пространстве. Закреплять и углублять пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко).
Ориентировка во времени. Закреплять и углублять временные представления: день, ночь, утро, вечер, вчера,сегодня, завтра.
II квартал
Количество и счет. Формировать представления о числах до 10. Продолжать учить считать в пределах 10; различать цифры в пределах 10; сравнивать последовательные числа в пределах 10. Учить, как из неравенства можно сделать равенство (8 -больше 7, если добавить 1, то будет по 8, поровну; 7 меньше 8, здесь не хватает 1, если от 8 отнять 1, то будет в обеих группах по 7, поровну). Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 10.
Величина. Учить детей при измерении выделять часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложилась в измеряемом объекте. При использовании измерения показать количественный состав числа в пределах 5 из отдельных единиц.
Геометрические фигуры. Дать детям представление о четырехугольнике и его признаках: четыре угла, четыре стороны (на примере разных видов четырехугольника).
Ориентировка в пространстве. Учить детей ориентироваться в указанном направлении, определять место своего положения по заданному условию (встань так, чтобы слева была кукла, а впереди машина).
Ориентировка во времени. Учить детей последовательно называть дни недели.
III квартал
Количество и счет. Упражнять в счете до 10. Учить различать и находить нужные цифры в пределах 10.
Сформировать представление о том, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, от их пространственного расположения и направления счета (слева направо или справа налево).
Величина. Научить измерять с помощью условной меры и сравнивать величину протяженных тел, объем сыпучих и жидких тел; определять с помощью условной меры численность групп, состоящих из отдельных предметов. Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине (самая широкая, уже, еще уже... самая узкая).
Геометрические фигуры. Научить видеть геометрическую форму в предметах (например, мяч, арбуз — как шар; тарелка, блюдце — как круг; крышка стола, стена, пол, потолок — как прямоугольник; платочек — как квадрат; косынка — как треугольник; стакан — как цилиндр).
Ориентировка в пространстве. Научить определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от куклы — заяц, слева от куклы — лошадка).
Сформировать умение ориентироваться в пространстве, изменять направление движения во время ходьбы, бега.
Ориентировка во времени. Научить определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
IV квартал
Занятия по обучению математике не проводятся. В повседневной жизни детей закреплять полученные ими знания и умения (в играх, игровых упражнениях, на прогулке).